Блокировка дифференциала – то, что нужно для езды по бездорожью

Наверное, многие профессиональные автомобилисты, а также те, кто относятся к автомобилю исключительно как к средству передвижения, а не как к «железному другу», неоднократно видели по телевизору кадры, когда машина, покрытая толстым слоем грязи по самую крышу, уверенно штурмует бездорожье. Из-под колес летят камни, грязь, вода, а автомобиль продолжает упорно двигаться вперед. Однако, такую проходную способность имеет далеко не каждый автомобиль. Возможность езды по бездорожью закладывается инженерами в машину еще на этапе разработки, превращая авто в настоящий вездеход. В число таких особенностей конструкции входит блокировка межосевого дифференциала.

Возникает логический вопрос – что же это такое, как работает и вообще – выполняется ли блокировка дифференциала своими руками или необходимо обращаться за помощью к специалистам?

Оказывается, что ничего сложного в этой функции нет. Когда машина движется по прямой, все колеса вращаются с одинаковой скоростью. Однако стоит автомобилю войти в поворот, как скорость вращения колес начинает разниться.

А причиной этому – законы геометрии: колесо по внешнему радиусу проходит путь больший, нежели колесо, находящееся во внутреннем радиусе. Вот и получается, что два колеса, расположенные на одной оси, для стабильного движения автомобиля, должны вращаться с разной скоростью. Именно за эту способность в автомобиле отвечает устройство, которое называется дифференциал. Если особо не вдаваться в технические подробности, то можно сказать, что дифференциал отвечает за передачу крутящего момента от двигателя к колесам, при этом он способен задавать скорость вращения каждого из колес.

У существующих на данный момент дифференциалов есть одна интересная особенность – крутящий момент поступает на то колесо, где отмечается меньшая нагрузка. Иными словами, если два колеса, расположенных на одной оси, имеют одинаковое сцепление с дорогой, то получаемый крутящий момент от силового агрегата будет распределяться между ними равномерно. В том случае, если автомобиль будет стартовать со скользкого участка дороги и одно из колес будет находиться на льду, то на него дифференциал передаст весь крутящий момент. Как следствие – автомобиль просто не сможет тронуться с места, ведь на остальные колеса, имеющие нормальное сцепление с дорогой, крутящий момент просто не будет передаваться. Для предотвращения такой ситуации, в частности, для российских автомобилей, инженеры предусмотрели такую функцию, как блокировка дифференциала ВАЗ.

Суть такой блокировки довольно проста: вне зависимости от состояния дороги, на которой находится автомобиль, двигатель передает крутящий момент равномерно на все колеса. В частности, блокировка заднего дифференциаламожет производиться разными способами, но зачастую выполняетсяблокировка дифференциала своими руками, при помощи специального рычага.

Также есть автомобили и с автоматической блокировкой – в этом случае дифференциал блокируется автоматически, когда колесо начинает буксовать. В принципе, от того, какая блокировка в автомобиле – ручная или автоматическая – суть данной функции не меняется – при включении блокировки поступление крутящего момента равномерно проходит на все колеса, что позволяет преодолеть большинство препятствий.

В большинстве случаев такие блокировки устанавливаются на вездеходы и внедорожники, так как эта функция особенно востребована при движении по грязи, льду и прочему бездорожью. Можно даже сказать, что вездеход будет признан таковым, только при наличии блокировки дифференциала. А в последнее время широкой популярностью среди разного рода экстремалов стала пользоваться блокировка дифференциала на УАЗ.

Блокировка дифференциала – то, что нужно для езды по бездорожью

И все же полный привод не является 100%-ным спасением для автомобиля. Внедорожники с полным приводом могут испытывать те же проблемы: забуксует одно колесо и весь крутящий момент, как мы уже знаем, придется на него. Забуксует заднее колесо и передние уже не придут ему на помощь, чтобы преодолеть появившееся препятствие. Вот в этом случае поможет межосевая блокировка, которая при включении принудительно разделяет равномерно момент между осями. Если заднее колесо начнет буксовать, то передняя ось придет на помощь и сможет вытянуть автомобиль, ну, и наоборот.

Для автомобиля с повышенной проходимостью наличие блокировки дифференциала, позволяющей проходить неровности бездорожья и препятствия, является обязательным требованием. При отсутствии любого типа блокировки дифференциала езда по бездорожью практически невозможна. Впрочем, отчаиваться не стоит, ибо, если вашему автомобилю необходима блокировка дифференциала, купить ее – не составит труда, в любом магазине автозапчастей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Путешествия по России | Travel in Russia