«Девочка с персиками» – в чем успех картины?

Глубокий, не по-детски серьезный взгляд Верочки Мамонтовой сразу привлекает наше внимание. «Девочка с персиками» кисти Серова – это шедевр русской живописи, не оставляющий зрителя равнодушным. В чем же секрет успеха картины?

С холста на нас внимательно смотрит девочка-подросток в розовой кофте, украшенной большим темным бантом. Это двенадцатилетняя Вера Мамонтова, Веруша, как ее называли близкие. Мы видим, что она задумалась о чем-то своем, о девичьем… Выразительный взгляд ее прекрасных глаз устремлен вдаль, губы застенчиво сжаты – и в этот момент запечатлел ее художник. Судя по загорелой коже девушки, она любит бывать на улице, греться на солнце – и сейчас будто ненадолго вбежала в дом, присела за стол, машинально взяв в руки персик, а скоро убежит снова, ведь на улице такая тепло и солнечно! Легкий ветерок ерошит непослушные волосы Верочки, это придает живость и непосредственность образу. Серов хотел остановить мгновение, и ему это удалось. На самом деле, портрет создавался не за один день: Вера позировала художнику два месяца, с августа по сентябрь. Поэтому за окном проглядывает золотая листва, а пара осенних листьев лежит на столе, рядом с персиками.

Интересный факт: картина была написана в 1887 году, в то время автор был очень молод, ему не исполнилось еще и двадцати двух лет. С детства Серов брал уроки у самого Ильи Репина, и уже с юных лет он стал признанным мастером в области живописи.

К тому же, небольшая разница в возрасте с Верушей (всего каких-то десять лет!) помогла художнику и модели легко найти общий язык.

Серов и семья Мамонтовых
Валентин Серов знал эту семью с детства и часто бывал у них в доме. Его мать не уделяла ему достаточно внимания, а у Мамонтовых к нему относились очень тепло, художник всегда был у них желанным гостем. Их усадьба в Абрамцево стала для него роднее собственного дома. Благодарность за теплый прием и доброе отношение к домочадцам Серов передал в портрете Верочки.

Семья Мамонтовых была открытой и гостеприимной. Большой стол и множество стульев в их столовой показывают уютную атмосферу, которая царила в их доме. Мамонтовы всегда благоволили людям искусства, и у них часто бывали представители творческих профессий – писатели, актеры, из художников – Васнецов, Врубель, Коровин.

Савва Мамонтов, знаменитый меценат и отец семейства, получил прозвище «Русский Медичи» за свое покровительство творческой интеллигенции. В их доме не имело значения, насколько богат и знаменит человек, не по этим критериям они выбирали гостей. Мамонтовы ценили людей за их талант и личностные качества – ум, доброту, отзывчивость к окружающим.

Импрессионизм или реализм?
Художник написал «Девочку с персиками» вскоре после того, как вернулся из Италии, где он изучал полотна старых мастеров. Но при этом портрет Веруши мало напоминает шедевры эпохи Возрождения, он написан скорее в стиле импрессионизма.

Самое интересное, что Серов никогда не видел картин импрессионистов, а в Италии он учился реализму. Художник писал таким образом интуитивно – и получались прекрасные холсты, теплые и солнечные, радующие глаз! Картина «Девушка, освещенная солнцем» тоже написана в манере импрессионизма.

Судьба Веры Мамонтовой
Жизнь «Девочки с персиками» сложилась драматично. Мужем Веры Мамонтовой стал Александр Самарин, министр по церковным делам. Она была счастлива в браке, в семье родилось трое детей. Но в 32 года Вера заболела пневмонией и на третий день умерла. Безутешный вдовец воздвиг Троицкий храм неподалеку от Павловского Посада в честь любимой жены.

(Visited 570 times, 1 visits today)
Загрузка...