Особенности введения прикорма

Прикорм начинается с изменений в кишечной флоре ребенка и с дозревания системы выработки ферментов. Это происходит как раз в районе полугода. Что это значит? Это значит, что ребенок может успешно переварить что-то, кроме грудного молока. Не только механически протолкнуть, но и обработать ферментами, и всосать в кишечнике питательные вещества, в которые могут ему пригодиться. Обращу ваше внимание на то, что пюрированная еда переваривается не лучше, чем кусочки. Глотать ее немного легче, это факт. Но у пюре больше площадь соприкосновения со слизистой желудка и кишечника, и для ЖКТ это более агрессивная среда. Да, кусочки можно часто видеть в подгузнике в, казалось бы, неизмененном виде. Пюре тоже там оказывается в таком же виде – просто это незаметно.

При комфортном ребенку темпе введения прикорма стул остается регулярным, ребенка не беспокоят боли в животе. Если все-таки возникли газы, боли, задержка стула либо понос, рекомендовано убрать полностью весь прикорм до восстановления комфортного состояния кишечника (в среднем на 4-7 дней). Либо, если по каким-то причинам убрать прикорма невозможно, стоит существенно сократить его количество.

Критерии готовности к прикорму:
-угасает выталкивающий рефлекс;
-ребенок умеет сидеть (садиться самостоятельно);
-пищевой интерес (интерес именно к еде, а не к посуде, игрушкам, маминым рукам);
-пинцетный захват, умение взять кусочек еды двумя пальцами.

Важно помнить, что до года, а иногда и долее, основная задача прикорма – ознакомительная, обучающая. И отталкиваться именно от этого.
Есть несколько подходов к введению прикорма – знакомый всем педиатрический и педагогический.

При педиатрическом прикорме постепенно и последовательно в рацион вводят каши, овощи, мясо, фрукты, кисломолочку и так далее. Постепенно увеличивают порции и заменяют кормления.

У этого подхода есть две особенности. Во-первых, при замене кормлений может уменьшиться и количество молока. То есть, грудное вскармливание может закончиться раньше желаемого срока. А во-вторых, куда вероятнее то, что ребенок просто откажется съедать тот объем прикорма, который рассчитан для этого возраста. Откажется от одного или нескольких видов прикорма, или же начнет съедать одну ложку вместо 200 граммов.

Это происходит в основном из-за того, что предложение опережает спрос. Ребенок, заинтересованный в еде, будет просить ее. Может что-то разлюбить – но при этом и полюбить что-то другое. Но заинтересованный – это значит, что ему хочется больше, чем дают. Дети чаще всего отказываются от прикорма, когда его много (не переварить), нелюбимая консистенция (многие малыши любят кусочки и предпочитают их кашеобразной форме) и он повторяется изо дня в день.

Как выход часто предлагают педагогический прикорм. Как раз тот самый обучающий подход, маленькие порции – “микродозы”, вкусовое разнообразие и возможность быстро знакомить ребенка с тем, что едят взрослые члены семьи. Минусы – таким образом прикорм вводится медленно, ребенка так нескоро накормишь. При маминой отлучке все еще приходится оставлять молоко. Молоко долгое время остается основой рациона ребенка до года-полутора.

Существует также смешанная форма – baby leading weading. Предполагается введение прикорма в соответствии с запросом ребенка и возрастными ограничениями. Но не опережая запрос и интерес.

Во всех случаях считается нормой, если ребенок отказывается от прикорма во время и после болезни, при прорезывании (а иногда и просто при движении внутри челюсти) новых зубов, при освоении навыков ползания, ходьбы.

Итак, вы выбрали подходящий вам тип введения прикорма. Попробовали (повторюсь – педиатрический, педагогический либо смешанный) и вдруг поняли, что вам это не подходит. Слишком медленно, или слишком много сил отнимает весь процесс, или обстоятельства изменились и надо быстро ввести как можно больше прикорма. Принцип введения прикорма можно менять и “на ходу”, важно отслеживать только два аспекта:

-у ребенка сохраняется пищевой интерес и
-ребенок “справляется” с перевариванием этого количества еды.

Если малыш к полугоду питается смесью (либо при смешанном вскармливании), введение прикорма также зависит во многом от желаний родителей, но важно учитывать, нужны ли дополнительные источники железа, витамина С, калия, магния. Если это необходимо – прикорм будет нацелен на восполнение дефицита микроэлементов. В остальном мы все так же ориентируемся на интерес ребенка к пище и особенности пищеварения. Часто искусственники с большей охотой едят прикорм, иногда же каша и овощи могут заменить докорм смесью, если не хватало молока для полноценного кормления.