В аккуратных вагончиках подвесной железной дороги над рекой Вуппер катались еще последний германский кайзер Вильгельм II и семейство капиталиста-коммуниста Фридриха Энгельса — монорельс был построен на четверть века раньше, чем образовался сам город Вупперталь. Самый длинный и самый старый в Европе, единственный, который используется как общественный транспорт, вуппертальский подвесной монорельс, или «швебебан» (от нем. Schweben — висеть, парить и Bahn — железная дорога), представляет собой довольно остроумную конструкцию, изобретенную кельнским инженером Ойгеном Лангеном.
Это двухколейная подвесная система на эстакадах, общая длина которой составляет 13,3 км, причем большая часть путей — 10 км — проложены прямо над руслом реки Вуппер на высоте около 12 м. Еще 3,3 км приходятся на подъезды к 20 станционным вокзальчикам и расположены над улицами города на высоте около 8 м. Надо сказать, что использование русла реки, вернее, пространства над ним в качестве своеобразной зоны отчуждения превосходно экономит место — в Вуппертале даже в час пик не бывает пробок.
Революционный поезд
Монорельс начали строить в 1900 году, а ввели в эксплуатацию 1 марта 1901 года, когда для широкой публики был открыт первый участок — от станции Zoo до станции Kluse. Большой любитель технических новинок, кайзер Вильгельм II с ветерком прокатился в подвесном вагончике за пару месяцев до открытия линии и остался очень доволен. Это вдохновило создателей «швебебан» на строительство дополнительных участков, так что вся трасса была закончена к концу 1903 года.
Максимальная скорость поездов монорельса и по сей день достигает 60 км/ч, чем уже не удивить современного городского жителя, но для тех времен этот вид транспорта был революционно скоростным. Можно с уверенностью сказать, что услугами этой железной дороги пользовались родственники Фридриха Энгельса, ведь именно в Вуппертале находятся вместительный дом и завод, принадлежавшие семейству теоретика марксизма.
Над улицей слона возили
Интересно, что вуппертальский монорельс, по сути, послужил основным градообразующим фактором. Дело в том, что инженер Ланген построил эту железную дорогу, чтобы удобно соединить поселки Эльберфельд и Бармен, а также еще несколько мелких фольварков и деревенек. Именно из этих населенных пунктов в 1929 году, спустя четверть века после открытия монорельса и получился в итоге город Вупперталь. В середине июля 1950 года директору местного цирка Althoff пришла в голову светлая рекламная идея. Чтобы привлечь побольше публики на вечернее представление, он решил прокатить на монорельсе слона Туффи. Удивительно, но городские власти не стали возражать, поэтому упирающегося слона завели в вагон на станции Alter Markt. В итоге через пять минут после отправления состава нервничающий Туффи выбил стену вагона и свалился в реку. Место происшествия жители города отметили обезоруживающе очевидно: между станциями Alter Markt и Adlerbruecke, где Туффи свалился в воду, на стене дома нарисован падающий слон.