Почему стучит двигатель иномарки?

Посторонние стуки и шумы сопровождают автомобиль практически весь период его эксплуатации. Звуки эти могут быть слабые и сильные, глухие и довольно звонкие, которые неимоверно раздражают наш слух и лишают нас спокойствия и комфорта. Как правило, все эти звуки, независимо от их интенсивности, сигнализируют о какой-либо неисправности в том или ином узле (рулевое управление, ходовая часть, трансмиссия, двигатель). Среди перечисленных узлов автомобиля особое внимание стоит уделить двигателю. Поэтому речь сегодня пойдет именно о нем, а выяснить мы попытаемся почему стучит двигатель.

Наиболее часто интересующие автомобилистов вопросы

Каждый раз во время движения автомобиля его силовой агрегат несет немалые нагрузки, которым подвергаются все его детали. Нагрузки эти непостоянны и зависят от частоты вращения коленвала. Вполне понятно что, выдерживая по 3000 ударов за минуту, детали двигателя со временем изнашиваются, ведь ни одна поездка не длится 60 секунд, стало быть, хотя бы за одну 10-минутную поездку детали мотора ударяются друг о друга 30 тысяч раз! Не удивительно, что такие нагрузки рано или поздно дают о себе знать и порой весьма неприятным образом.

Когда в двигателе появляется какой-либо стук, автомобилистов чаще всего волнует два вопроса:

— Как долго еще можно ездить на авто, когда под капотом стучит?
— Во что выльется ремонт?

Вопрос о том, насколько сложным будет ремонт двигателя для моториста важен не меньше, чем для владельца автомобиля, ведь для определения фронта работ нужно прежде всего поставить верный диагноз, правильно определить, где и почему застучал мотор. К сожалению, не всегда получается дать точный, исчерпывающий ответ на вопрос, что именно послужило причиной для возникновения стука в каком-либо конкретном случае. В этом деле от ошибки не застрахован никто, даже высококвалифицированный моторист с большим опытом и абсолютным музыкальным слухом.

Почему стучит двигатель иномарки?

Однако цена подобной ошибки может оказаться слишком высокой. Представьте себе ситуацию, когда выехавший за ворота сервисного центра водитель, успокоенный мастером и на 100 процентов уверенный в том, что ничего страшного произойти с его автомобилем не может, громко включив музыку и «притопив до плешки» педаль акселератора, мчится по шоссе и вдруг… шатун на всей скорости пробивает блок цилиндров. Или обратная сторона медали: механик «приговаривает» агрегат к капремонту, и только разобрав его, убеждается в том, что стук не имеет никакого отношения к механической части двигателя.

Еще более сложной задачей является определить без капитальной разборки и проверки всех узлов и деталей двигателя, почему собственно вообще возник этот стук. Случается, конечно, что причиной стука является установка некачественных комплектующих при сборке движка, но в большинстве случаев, повреждения деталей, вызывающие стук под капотом являются следствием нарушения автовладельцем правил эксплуатации силового агрегата, ну и, конечно же – их естественный износ. Впрочем, сложнее всего определить неисправность, если она стала следствием скрытых дефектов других деталей двигателя.

Почему стучит двигатель иномарки?

Итак, мы выяснили лишь то, что стуки и шумы в двигателе автомобиля могут иметь сколь угодно разную природу и первопричину таких стуков определить со стопроцентной точностью практически невозможно. Однако облегчить задачу мы все же попытаемся, для чего сформулируем общие принципы, которые помогут вам в определении истинной причины.

Главные признаки

Существует несколько основных признаков того, что двигатель застучал:

— характер стука (регулярный, ритмичный или эпизодический);
— интенсивность (насколько быстро и при каких обстоятельствах прогрессирует появившийся стук);
— закономерность (зависимость от режима работы двигателя).

Понятно, что режим работы мотора определяется нагрузкой и частотой вращения двигателя. Так, с возрастанием частоты вращения увеличивается и сила инерции деталей, движущихся возвратно-поступательно (клапанный механизм, шатунно-поршневая группа). Если стук под капотом связан с повреждением этих деталей, то он усиливается при наборе двигателем оборотов. Однако есть еще один немаловажный нюанс – на больших оборотах звук работы мотора усиливается, вследствие чего бывает очень сложно выслушать, усиливается ли при этом стук в какой-то определенной части агрегата.

При увеличении нагрузки (открытии дроссельной заслонки) растет давление в цилиндрах, а соответственно возрастает и нагрузка на движущиеся детали. И в первую очередь нагрузка приходится на кривошипно-шатунный механизм и поршневую группу. Именно поэтому чаще всего стук, издаваемый этими поврежденными деталями, усиливается с увеличением нагрузки.

Практика показывает, что на характер стука заметно могут повлиять изменения подачи моторного масла в различные соединения деталей. Например, давление масла увеличивается с возрастанием частоты вращения, как собственно возрастает и подача смазочного материала, который в увеличенном объеме попадает и на поврежденные стучащие детали, и действует на них как своего рода демпфер. Поэтому с ростом частоты вращения отдельные стуки в двигателе могут на время затихать, несмотря на то, что нагрузка на стучащие детали в этот момент возрастает.

В этой связи особое значение приобретает температура двигателя. На холодном двигателе густое масло прекрасно держится в увеличенных зазорах между выработанными и даже уже разбитыми деталями. Поэтому двигатель, который в горячем состоянии стучит так, что можно подумать – он вот-вот развалится, работая на холодную может звучать практически как новый.

Однако интенсивность стука, зависящая от температуры двигателя, связана не с одной лишь смазкой. Тут стоит вспомнить о том, что в автомобильном двигателе целый ряд взаимосвязанных деталей изготовлен из таких металлов, как:

— бронза
— алюминиевые сплавы
— сталь
— чугун

А эти металлы, в свою очередь, под воздействием высоких температур имеют различные коэффициенты расширения. Таким образом, вполне понятно, что величины зазоров в сопряжениях деталей, выполненных из разнородных металлов, меняются под воздействием температуры совершенно по-разному.

В двигателе таких соединений не так уж много:

— поршень – цилиндр;
— поршень – поршневой палец;
— распредвал – алюминиевая ГБЦ;
— коленвал – алюминиевый БЦ;
— коромысло – ось;
— клапан – бронзовая направляющая втулка;
— клапан – головка блока.

В отношении последнего соединения надо отметить, что при изменении температуры его деталей меняется как длина клапана, так и высота головки блока, а это существенно изменяет величину зазора в приводе клапана.

Все вышеперечисленные типы соединений вполне могут быть источниками усиливающихся или затихающих во время прогрева двигателя стуков. Практика показывает, что изменение интенсивности стука, зависящее от температуры, очень часто становится ключевым аспектом во время поиска причины неисправности.

Подводим итоги

Для того чтобы правильно диагностировать «стучащий» двигатель иногда очень важно знать, как именно он стучит в процессе эксплуатации, а для этого нужно время. Один стук, единожды возникнув, в течение долгого времени остается практически неизменным как по характеру своего звучания, так и по интенсивности, а другой, наоборот, довольно быстро прогрессирует. Обычно именно по таким признакам удается в разы сократить число возможных причин неисправности.

Так, если постоянный, стук чаще всего бывает связан с износом в сопряжении деталей, выполненных из твердых материалов, например, клапанный механизм, то прогрессирующий стук будет говорить об износе детали из мягкого металла, работающей в паре с «твердой» деталью – подшипники распредвала, а также коренные, шатунные, вкладыши. Вот почему ни один мастер не узнает машину лучше, чем ее владелец, но чтобы описать суть проблемы мотористу, за своим авто нужно следить, прислушиваться к его звукам, а не заглушать их громкой музыкой в салоне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Путешествия по России | Travel in Russia