Наверное, нет среди любителей автомобилей человека, который бы не слышал о том, что автоматическая коробка – хорошо, но если сломается, то ремонт обойдется чуть не в полмашины по цене. Да и в отношении надежности «автоматов» наличествует немало спорных моментов. При этом механика среди автомобилистов считается эталоном надежности.
Тем не менее, существуют механические трансмиссии, к которым стоит относиться с осторожностью. Когда заходит речь о каком-нибудь автомобиле, не суть, новом или не очень, то «коробка» зачастую остается в стороне. Если не принимать во внимание во внимание КПП, речь о которых пойдет чуть позже, в обсуждении автомобилей упоминают как правило тип КПП. Есть, мол, коробка «автомат». Иногда уточняют вариатор это гидромеханика или робот. Динамические характеристики авто прочно увязаны в сознании потребителя лишь с конструкцией ДВС…
А что на самом деле?
В действительности же, характеристики машины во многом зависят и от типа трансмиссии. А по своей сложности отдельные трансмиссии (даже МКПП) порой превосходят движки, в паре с которыми они работают. В КПП много деталей, которые порой весьма сложно взаимодействуют друг с другом, а стоимость их ремонта либо замены зачастую можно поставить в одну линейку с капремонтом и заменой ДВС. К тому же многие автопроизводители часто заявляют свои трансмиссии, как необслуживаемые узлы, заменить которые можно лишь в сборе.
В то время, когда на наших дорогах редко можно было встретить автомобиль с автоматической трансмиссией, именно они считались самыми ненадежными. Очень часто люди отказывались брать машину с АКПП лишь из-за страха поломки последней. Но с течением времени ситуация в отношении «автоматов» изменилась и авто с АКПП стали надежными спутниками сотен тысяч автомобилистов.
Проблемные КПП
Застарелые страхи, тем не менее, периодически всплывают. Местами случаются и настоящие «трагедии», и даже детективы. Например, странная история с DSG-7, продленной гарантией VAG, или же таинственные писки КПП на Ниссан Икс-трейл и Мицубиси Аутландер. Какие же сюрпризы подстерегают покупателя авто со стороны КПП и действительно ли подвести могут только «автоматы»?
С механическими коробками знакомы практически все. В водительских правах отметка «только автомат» встречается пока крайне редко. Стало быть, и до получения прав каждый сегодняшний водитель обучался на автомобиле с механической трансмиссией. Казалось бы, «механика» выпускаются уже так давно и здесь просто обязано быть все отлажено, и ломаться такая коробка не должна по определению, разумеется, при бережном отношении. Однако, последние тенденции в автомобилестроении со стремлением к снижению веса важнейших узлов сыграли с автомобилями весьма дурную шутку. В итоге, совершенно «неубиваемый» узел, ресурс которого рассчитан на многие и многие тысячи километров пробега сегодня требует к себе предельного внимания. Рассмотрим проблему на конкретных примерах.
Opel F17
Одними из первых столкнулись с проблемой частых поломок МКПП владельцы удобных и в то же время недорогих «Опелей». Еще в конце далеких 90-х на эти автомобили производитель начал устанавливать «механику» с индексом F17 – обычную 5-ступенчатую коробку для движков объемом от 1.4 до1.6 л. с мощностью до 101лошадок. Тут стоит пояснить, что история F17 своими корнями уходит в 80-е – 4-ступенчатый предшественник с индексом F13 ставили еще на Опель Кадет, позже послуживший базой для создания Дэу Нексия.
В 99 году прошлого века свет увидели новые движки с объемом цилиндров в 1.8 литра и мощностью в 125 лошадок. И в паре с ними работала все та же коробка с индексом F17. Мина замедленного действия заявила о себе по прошествии всего нескольких лет. Немногочисленные поначалу, проблемы стали учащаться после установки данной серии моторов на все более тяжелые машины, как например Опель Вектра С и Опель Зафира А. А с выходом более мощной версии двигателей, мощность которых составила 140 лошадей и установкой их на Опель Зафира B и Астра H, образовался даже дефицит «контрактных» механических трансмиссий под замену. Дело доходило до того, что появились переделанные под другие механические коробки варианты авто, несмотря на то, что это было связано с немалыми сложностями.
Сыграли свою роль и проблемы первой роботизированной коробки от Опеля – трансмиссии Изитроник, по сути, той же F17, только с автоматическим сцеплением и переключением передач. Кроме не очень удобной, а иногда и откровенно медленной работы узлов автопереключения, резких рывков и выходов из строя механизма переключения, подводила также сама основа данной конструкции.
И хорошо еще, что основные недочеты такой «механики» всегда можно определить на слух.
Так, например разрушение подшипников и валов при движении сопровождается воем. А особенно хорошо данная проблема прослушивается, если колеса раскрутить мотором на автомобиле, находящемся на подъемнике. Проблемы усугубляются подтекающими сальниками приводов, из-за чего убывает трансмиссионное масло.
Как не жаль, но выход подшипников из строя влечет повреждения шестерен и валов, корпуса коробки, а также дифференциала. В конечном итоге данный агрегат действительно проще заменить, нежели заниматься его починкой. Подобные приблемы были выявлены и в других механических коробках Опелей, например, с 6-МКПП под индексом M32, которую в середине 2000-х ставили на турбированные двухлитровые Опеля Астра и Зафира. К счастью, данное механическое семейство очень скоро сменилось коробками с индексом F40, не имеющими подобных проблем.
ВАЗ-2181
К сожалению, Опель – не стал единственным производителем, у которого возникали нешуточные проблемы с обычной механической коробкой. Похожие проблемы сегодня все чаще выявляются у целого ряда моделей авто, в которых относительно новые и мощные двигатели работают в паре с немолодыми коробками.
Например, сегодняшние ВАЗовские МКПП, которые мы можем встретить на современных «Ладах», изначально были рассчитаны на 70-сильные движки «восьмерок» и «девяток». Рассчитаны, разумеется, с запасом по мощности и крутящему моменту, плюс ко всему исходная конструкция претерпела заметную модернизацию за последние три десятка лет. Тем не менее, в полтора раза мощнее коробка, конечно же, не стала, поэтому весь возможный запас мощности у нее давно уже исчерпан.
Ввиду всего вышесказанного настоятельно рекомендуем всем, кто планирует покупку Лады с пробегом внимательно прислушиваться к работе КПП, особенно если речь идет об авто с 16-клапанными движками, мощность которых находится в разбросе от 98 до 106 лошадей.
Volkswagen 02T
По поводу Фольксваген сразу стоит заметить, что за этим производителем числится гораздо меньше случаев выхода «механики» из строя, чем у остальных. Данный агрегат впервые появился в 1999 г. на Ауди A2 с 1,4-литровым 75-сильным движком, как новое поколение очень легких механических коробок с облегченными валами и магниевым корпусом.
Сегодня коробку можно встретить на Фольксваген Поло в кузове седан и Шкода Фабия. Работает коробка в паре с 1.6-литровым 105-сильным ДВС они едва ли могут претендовать на признание своего тандема «идеальной парой». С одной стороны, коробки вроде бы и рассчитаны на большую мощность и больший крутящий момент, однако в условиях активного движения из строя, все же, выходят. Причем чаще всего в тот момент, когда подходит к концу срок гарантии.
Отчего происходит поломка?
Нелишним будет разъяснить, из-за чего выходят из строя подшипники коробки. Для начала стоит оговориться, что используются в КПП подшипники качения, а иными словами – обоймы с роликами или шариками, которые катятся внутри колец, снижая тем самым коэффициент трения. Для того, чтобы минимизировать трение, эти шарики должны располагаться ровно. На «слабых» же коробках корпус от излишка крутящего момента начинает «дышать» или гнутся валы. Достаточно всего сотой доли миллиметра изгиба, чтобы шарики в подшипнике перекосило, и он стал работать при повышенном трении и постепенно разрушаться. Продукты такого износа засоряют картер коробки, отчего ускоряется износ узла в целом.
На упомянутой в нашем обзоре коробке Опель F17 вся ситуация усугублялась еще и тем, что подшипники качения находились в пластиковых обоймах, и шарики в них перекашивало от элементарной тепловой деформации пластика либо из-за неудачной сборки. Еще одним серьезными минусом данной коробки был очень маленький объем картера. Поэтому продукты износа зачастую попадали в дифференциал, а он в свою очередь в критический момент банально выламывал стенки коробки.
Вывод
Мы не собираемся оспаривать тот факт, что в целом МКПП намного проще, а следовательно и надежнее «автоматов». КПП, упомянутые в данном обзоре, ломаются в среднем чаще прочих. Тем не менее, называть их действительно проблемными в полном смысле этого слова мы не беремся. Выбирая авто с коробкой, имеющей дурную славу, просто внимательно прислушивайтесь к звукам при работе под нагрузкой – нет ли гула при разгоне и торможении двигателем.
Появились сомнения – проверьте уровень масла, посмотрите и послушайте коробку на подъемнике на предмет неестественного шума и проверьте, нет ли в масле частиц металла. При серьезных повреждениях стоимость восстановления «механики» едва ли будет дешевле, чем у «автомата», и возможно, будет проще купить новый либо «контрактный» агрегат.