Ленд-лиз. Как помощь в войне СССР повлияла на экономику США (длинная статья)

К началу 1941 года большая часть Европы была оккупирована гитлеровской Германией. В считанные недели была разгромлена Польша, захвачена Бельгия, Голландия, Франция, Норвегия и Дания. Великобританию ежедневно бомбили эскадрильи  люфтваффе. В этой ситуации Соединенные Штаты принимают решение помочь союзникам. 11 марта 1941 года президент Рузвельт подписал закон о ленд-лизе, экономической помощи странам, воюющим против Гитлера. Спустя полгода это программа была распространена на СССР.

Какую роль сыграла американская помощь Советскому союзу? Когда Россия рассчиталась с долгами по ленд-лизу? И как эта программа повлияла на экономику США?

7 ноября 1937 года Москва торжественно встречала 20-летие великой Октябрьской социалистической революции. По Красной площади прошли колонны новейших советских танков. В небе над Кремлем выполняли маневры 300 боевых самолетов. Жители Москвы с гордостью смотрели на марширующих солдат. Еще 10 лет назад, в голодные 20-е, мало кто мог предполагать, что в разоренной стране будет восстановлена боеспособная армия. Это было сделано ценой огромных жертв и усилий. В конце 30-х годов расходы на оборону выросли почти вдвое и составили треть бюджета страны. Эшелоны с техникой и боеприпасами нескончаемой вереницей шли на западную границу СССР. Страна готовилась к войне с нацистской Германией, которая собирала силы для похода на восток.

Подготовка к войне началась очень давно. Уже 4 февраля 1931 года Сталин на совещании хозяйственников сказал: “Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Для того, чтобы догнать, нам понадобится 10 лет, иначе нас сомнут».

Смогли ли добиться того, чего хотел Сталин? Вероятно, не все. Молотов потом объяснял, что дальше увеличивать темпы производств, оборонной промышленности было невозможно.

“Можно уже точно сказать, что по состоянию на 21 июня 1941 года, авиационная промышленность работала в режиме военного времени. В какой-то степени боеприпасная промышленность работала в режиме военного времени, и в целом, можно сказать, что советская военная промышленность была готова к войне.” — Алексей Исаев, историк, кандидат исторических наук.

Гитлер был убежден, что сможет разгромить СССР в считанные месяцы. Для первого удара по Советскому союзу он собрал самые боеспособные части германской армии. Всего более 3 млн человек.

Наступление началось ранним утром 22 июня 1941 года. Немецкая артиллерия и авиация нанесли удары по советской территории. В первый день войны прямо на аэродромах было уничтожено 1489 самолетов, сожжено около 1000 танков. Большая часть военной техники была новой и ни разу не участвовала в боях. На западной границе начался хаос. Полностью отсутствовала связь. К концу июня 250 тысяч красноармейцев попали в немецкий плен. Вермахт начал продвигаться в направлении Ленинграда, Москвы и Киева. К осени нацисты оккупировали Белоруссию, Украину и часть европейской России. В руки врага попали промышленно развитые районы Донбасса, Харькова и Ленинграда. Из 139 только авиационных предприятий 41 было захвачено немцами. Это был тяжелый удар по советской экономике. Нужно было срочно восстанавливать военную промышленность.

“Наиболее тяжелый удар — потеря ленинградского промышленного района, в целом, промышленности Ленинграда. Еще более тяжелой потерей был завод в Шостке. Пороховой, тоже на Украине. Потеря была, так скажем, целого пула завода в Харькове. Состояние экономики было хорошим, но удары 1941 года привели к тому, что на рубеже 41-42 годов советская военная промышленность находилась в кризисе.” — Алексей Исаев, историк, кандидат исторических наук.

На западе нападение Гитлера на СССР вызвало противоречивые чувства. Некоторые политические силы сомневались, что красная армия сможет оказать сопротивление Вермахту. Нью-йоркская пресса задавалась вопросом, нужно ли помогать коммунистической России. 24 июня сенатор и будущий президент США Гарри Труман в интервью New York Times заявил: ”Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, если выигрывать будет Россия,  то нам следует помогать Германии. Таким образом, пусть они убивают друг друга, как можно больше, хотя я не хотел бы увидеть Гитлера победителем ни при каких обстоятельствах.”

Получив известие о тяжелой ситуации на советско-германском фронте, Вашингтон тем не менее официально заявил, что Америка намерена включить СССР в программу помощи воюющим странам. В марте 1941 года за 3 месяца до нападения Германии на советский союз конгресс США принял закон о ленд-лизе — поставках военной техники, оружия и боеприпасов для стран, воюющих с Гитлером и его союзниками. Первой участницей новой программы стала Великобритания, единственная страна в Европе, которая на тот момент оказывала реальное сопротивление гитлеровским войскам.

“И придумали такое слово, программа, которую они назвали ленд-лиз — “сдать взаймы”. Главная задача была помогать, но не войсками, а только вооружением, техникой, средствами производства американской земли. Рузвельт образно назвал этот закон шлангом, который он дает соседу, у которого случился пожар, чтобы он залил в этот шланг воду, чтобы собственный дом его не загорелся.” — Олег Саксонов, доктор исторических наук, профессор, действительный член РАЕН.

В конце июля 1941 года в Москву приехал личный помощник Рузвельта Гарри Гопкинс. Американцы поначалу сомневались, что Сталин сможет быстро остановить наступление немцев. В Вашингтоне боялись, что отправленная в СССР техника станет трофеем Германии. Сталин убедил Гопкинса в том, что ход войны скоро изменится. Гопкинс телеграфировал Рузвельту — медлить с поставками больше нельзя.

1 августа 1941 года в порт Архангельска прибыл британский корабль “Эдвенчер”. Это первое транспортное судно союзников, доставившее военную помощь в СССР. На борту была партия морских мин и боеприпасы. Но требовалось больше. Спустя месяц, в сентябре, в Архангельск прибыл английский караван “Дервиш” с кодовым обозначением PQ-0. Англичане прислали оборудование, боеприпасы и 16 истребителей Hawker Hurricane. Вместе с конвоем прибыла группа английских летчиков. Вскоре выяснилось, что старая британская техника практически бесполезна в условиях боя. Английские самолеты советские летчики называли летающими гробами. Эти машины серьезно устарели и массово выводились из состава королевских военно-воздушных сил. Немецкие юнкерсы превосходили их по скорости, маневренности и дальности полета. Каждый самолет и танк, каждое зенитное орудие и снаряд, полученное от союзников в первые месяцы войны, СССР оплачивал золотом.

“Сталин в ответ на это писал телеграммы Рузвельту с требованием: 3 тысячи танков, 3 тысячи самолетов, столько-то боеприпасов, и в конце всегда делал приписку: “иначе СССР не сможет продолжать войну”, тем самым, запугивая Рузвельта.” — Олег Саксонов.

Формально договор о поставках по ленд-лизу в СССР действовал с октября 1941 года по май 1945. В действительности, абсолютное большинство всех поставок было отправлено в СССР, начиная с 1943 года. По условиям контракта американцы предоставляли Советскому Союзу военную технику и боеприпасы, которые следовало оплатить или вернуть в США только после окончания войны.

Условия были следующие. Первое: все расчеты только после войны. Второе: материальные средства, то есть, вооружение, боеприпасы, все, что пришло в ходе войны, не компенсировалось. Гражданское имущество, генераторы, автомобили давались на 3 года использования с небольшим процентом для того, чтобы продлить этот кредит. И так же часть, которая осталась от вооружения, должны были вернуть в Америку.

Американские поставки в СССР шли по трем основным путям. Первый путь пролегал через Тихий океан, связывая порт Калифорнии с советским Дальним Востоком. Второй путь проходил через Иран. Из портов персидского залива технику доставляли к советской границе вблизи Каспийского моря. Самым быстрым путем ленд-лиза был третий — Арктический путь. Из Великобритании через северные моря транспортные суда союзников под охраной авиацией и подводных лодок двигались в Архангельск и Северодвинск.

Главной проблемой поставок была острая нехватка транспортных судов. Чтобы ее решить, американцы организовали скоростное поточное производство транспортников серии “Либерти”. Эти огромные океанские баржи длиной в 135 метров могли брать на борт почти 10 тысяч тонн груза. Средняя продолжительность постройки одного судна была доведена до 44 дней. В ноябре 1942 года был побит рекорд — корабль “Роберт Пири” был спущен на воду через 4 дня 15 часов 29 минут после момента закладки. За короткое время было построено 2750 транспортных кораблей этого класса.

В 1942 году немцы объявили подводную войну конвоям ленд-лиза. Вблизи берегов оккупированной Норвегии союзников поджидали вражеские подлодки. Они собирались в группы, волчьи стаи, которые выслеживали и по очереди топили транспортные корабли союзников. Крупнейшей катастрофой в Арктике была гибель конвоя PQ-17 в июне 1942 года. Из 37 судов было уничтожено 24. На дно ушло более 400 танков, 3 тысяч автомобилей и 200 самолетов. Всего за годы войны на морских путях ленд-лиза погибло более 14 тысяч английских, американских и канадских моряков. Был потерян почти миллион тонн ценного груза. Каждый 15 танк, самолет и автомобиль, отправленный в Советский Союз, оказался на дне океана. Для защиты транспортных судов американцы построили и отправили в СССР 202 торпедных катера, 34 тральщика и 28 фрегатов. Эти корабли составили основу северного и тихоокеанского флота Советского союза.

Самым быстрым был, конечно, Арктический караван. 15-20 суток он продолжался. Но был самым опасным. Практически 15% всех грузов ушли на дно океана.

Почти половина всех американских грузов была доставлена в СССР через порты Дальнего Востока и транссибирскую железную дорогу. Это был длинный, но относительно безопасный путь. После нападения Японии на США, все тихоокеанские транспортные суда ходили под советским флагом.

“Дальневосточный маршрут был формально безопасным, поскольку Советский союз не находился в состоянии войны с Японией, но это именно формально. Присутствовала опасность того, что японцы начнут маршрут осматривать, и этим маршрутом предпочитали доставлять, в основном, не чисто военные грузы, то есть, продовольствие, вспомогательные материалы.” — Алексей Исаев.

Третий путь — Персидский коридор — пролегал через жаркие иранские пустыни. На первый взгляд, здесь было довольно спокойно. Иран был оккупирован британскими и советскими войсками еще в сентябре 1941 года. На побережье Персидского залива американцы организовали сборку самолетов и грузовиков.

После сборки советские летчики по воздуху перегоняли самолеты на фронт, однако большинство грузов из иранских портов отправлялось в Советский Союз по железной дороге и на грузовиках. В пустыне эшелоны с ценным грузом часто поджигали разбойничьи банды, а неразвитая инфраструктура Ирана нередко приводила к транспортному коллапсу.

За годы войны в СССР были доставлены миллионы тонн жизненно важного для советской промышленности сырья: алюминия, меди и стали. Поставки одной только американской меди в четыре раза превысили объем выплавки этого металла в СССР. Абсолютным рекордом среди поставляемой техники были локомотивы. Два из трех паровозов, работавших на железных дорогах в СССР в годы войны, были произведены за океаном.

“На мой взгляд, самой важной позицией из того, что поставлялось союзниками, это были пороха и компоненты для их производства и взрывчатые вещества и их компоненты. Пороха составляли треть порохов, которые шли из промышленности. Половина тринитротолуола, начиная с 42 и заканчивая 45 годом, она или прямо, или косвенно производилась из зарубежного сырья.” — Алексей Исаев.

Важную роль в советской военной экономике сыграли поставки американских автомобилей. В страну было завезено свыше 50 тысяч легковых внедорожников и вездеходов. Почти 376 тысяч грузовиков и миллион автомобильных шин. При этом, американские автомобили так и не составили большую часть автопарка Красной армии.

“Можно сказать, что Советский Союз в конце 30-х был великой грузовиковой державой. То есть, у нас не было, как говорится, автомобилей у каждого клерка, но зато в СССР массово производились закупленные по лицензии машины Форда, ЗИС-5. Вопрос был даже в не том, сколько произвели во время войны, потому что часто сравнивают: “Вот нам поставили 300 тысяч, а у нас произвели намного меньше”. Неважно, сколько произвели, важен ресурс, количество, которое имеется в стране. За счет мобилизации из народного хозяйства у нас летом 44 года 75% автомашин в армии были отечественного производства.” — Алексей Исаев.

Благодаря высокой грузоподъемности, надежности и проходимости, особую народную любовь снискали американские грузовики компании «Студебекер». Именно на эти машины устанавливали большинство реактивных орудий, в том числе, знаменитую пусковую установку БМ-13, известную в народе как “Катюша”.

Из 100 тысяч танков, поставленных в Красную армию в годы войны, только 10 тысяч были произведены за океаном. По боевым качествам, импортные машины существенно уступали легендарному Т-34, который был признан лучшим танком Второй мировой войны.

“Ленд-лизовские танки участвовали в двух частных боях, в обоих случаях неуспешно. При чем, надо сказать, что немцы, которые до этого не видели ленд-лизовские машины, сразу заметили, что против них поехало что-то новое, в том числе потому, что оно очень быстро взорвалось. Это мнение противника, оно субъективно на основе конкретного боя, тем не менее, они сказали, что поехали американские танки, мы увидели, что американские танки горели лучше.” — Алексей Исаев.

За годы войны в СССР было произведено 137 тысяч боевых самолетов. По этому показателю Советский Союз превзошел Германию, Японию и Великобританию и уступал только США. Союзники поставили в Красную армию около 18 тысяч самолетов. 13% от общего числа советских боевых машин. В основном, самолеты перегонялись своим ходом по авиатрассе Аляска-Сибирь. В общей сложности, каждая машина преодолевала расстояние в 14 тысяч километров. С американских заводов через Канаду и Аляску истребители летели до города Фэрбанкса, затем через океан в Красноярск и уже оттуда добирались до фронта. На этом маршруте было построено 16 аэродромов, работало более 3 тысяч человек. Истребители перегоняли группами, которые возглавлял и замыкал бомбардировщик. Обратно пилоты возвращались на транспортных самолетах.

Вся техническая работа — ремонт и перегон боевых машин — проходили в сложных погодных условиях. Летчики вели самолеты почти вслепую, на больших высотах и при очень низких температурах. Часто использовали кислородные маски. Нередко пилоты брали с собой губную помаду, чтобы исправлять неметрические показатели американских приборов в привычные метры и километры. Любая ошибка и потеря связи с группой могли обернуться трагедией. За годы войны на трассе Аляска-Сибирь произошло 39 авиакатастроф. Погибло 114 человек. В Советский Союз был доставлено почти 8 тысяч самолетов, в основном, это были американские истребители P-39, “Аэрокобра”. Из 62 летчиков, дважды получивших звание “Героя Советского Союза”, 19 воевали на американских и трое на английских самолетах. На “Аэрокобре” сражался знаменитый советский ас — Александр Покрышкин, один из самых результативных летчиков Второй мировой войны. На своем самолете он совершил свыше 600 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев и лично сбил 59 самолетов противника.

Американские поставки обеспечили быстрое развитие советской радиосвязи. В армию было поставлено около 2 миллионов километров кабеля, 2 миллиона телефонов и тысячи тонн разнообразного сырья для производства радиостанций. Это позволило обеспечить связью штабы армий, дивизий и аэродромы в первые годы войны.

“В Советском Союзе имелись и собственные РЛФ, и собственные радиостанции. Другой вопрос, что ценными были поставки кварцев, то есть, кварцевые генераторы, которые обеспечивали станции, держали волну, но если говорить именно про радиостанцию, то нельзя сказать, что они занимали господствующее положение, и, я бы сказал, что ленд-лизовская электронная техника дополняла отечественную.” — Алексей Исаев.

За годы войны союзники привезли в СССР 4.5 миллиона тонн продовольствия. Среди них было 37 тысяч тонн семян. Эти поставки помогли успешно провести посевные кампании в самые тяжелые периоды войны. Союзники завозили в СССР пшеницу, сливочное масло, шоколад и сахар. Но абсолютный рекорд в поставках принадлежит местным консервам. Поставки одной только свиной тушенки в пять раз превзошли советские производства. Знаменитые американские консервы солдаты с иронией прозвали вторым фронтом.

“Консервированные продукты поступали нам в большом количестве по ленд-лизу, занимали заметное место в рационе на фронте, но если брать сторону в целом, то те меры, которые принимались в 30-е, позволили за счет механизации сельского хозяйства производить достаточно зерновых для того, чтобы обеспечить население продовольствием на приемлемом уровне. В случае обрезания каналов ленд-лиза, массового голода особо не было и для этого предпринимались, в том числе, такие меры, чрезвычайные, как угон скота и сельхозтехники, оккупированных летом 42 года регионов Южной России в Казахстан.” — Алексей Исаев.

Достаточное обеспечение армии позволяло отправлять американские продукты в школы, больницы и детские сады. Советские госпитали получали большие партии импортных медикаментов, антибиотиков, бинтов, разнообразных медицинских приборов и инструментов. Кое-что перепадало и гражданскому населению. Поношенная американская или английская одежда, продукты, одеяла, солдатское сукно повсеместно продавались на городских рынках, а в портах импортные товары нередко заменяли валюту.

Объемы поставок по ленд-лизу напрямую зависели от хода военных действий на фронтах Второй мировой войны. В декабре 1941 года Япония атаковала американскую базу в Перл-Харбор. Соединенные Штаты вступили в войну. Из-за тяжелых потерь, американцы почти на полгода полностью прекратили поставки по ленд-лизу. Советский Союз мог рассчитывать только на свои силы. Летом 1941 года была развернута массовая эвакуация заводов на восток. Из пограничных районов СССР было вывезено почти 3 тысячи предприятий, причем больше половины из них эвакуировали в первые три месяца войны. Вместе с ними вглубь страны уезжали тысячи рабочих, инженеров и техников.

Осень 1941 года и весь 1942 год стали самым тяжелым периодом Великой отечественной войны. Ценой огромных потерь немцы были остановлены под Москвой. Вскоре Гитлер утвердил план новой военной кампании. В 1942 году он решил нанести удар по Кавказу и взять Сталинград. Битва за город длилась более 200 дней и стала самой кровопролитной в истории человечества. На поле боя пало свыше полумиллиона советских солдат. Битва под Сталинградом изменила ход Второй мировой войны и положила конец планам Гитлера о мировом господстве.

“В самый тяжелый для стран период — это осень 1941 года, это фактически весь 1942 год вплоть до наступления под Сталинградом. Красная армия в подавляющем большинстве использовала отечественный продукт, отечественную технику, отечественные припасы,то есть, опирались на свои силы. Перелом в войне, как Московская битва, так и Сталинградская битва, произошел при минимальном участии ленд-лизовской техники. Урок истории заключается в том, что надо иметь свою сильную промышленность, потому что поставки от доброго дяди из-за океана всегда запаздывают. Пик поставок ленд-лиза — вторая половина войны.” — Алексей Исаев.

“Ситуация менялась по мере успеха в Красной армии на восточном фронте. Когда было плохо, союзнические отношения ослабевали, но когда на восточном фронте происходили успешные операции, такие как битва под Москвой, сражение под Сталинградом и на Курской дуге, которые определили перелом Великой отечественной войны, здесь происходило резкое оживление дипломатических отношений.” — Александр Борисов, доктор исторических наук, профессор МГИМО (У) МИД России.

Осенью 1943 года Красная армия перешла в наступление по всем фронтам. 28 ноября в Тегеране впервые встретились лидеры союзников — Сталин, Черчилль и Рузвельт. Сталина беспокоил лишь один вопрос — когда союзники откроют второй фронт в Европе. Черчилль обещал, что высадка десанта во Франции начнется не позднее мая 1944 года. В благодарность за проявленную стойкость и героизм в битве под Сталинградом, Черчилль подарил Сталину кованый меч, украшенный драгоценными металлами и камнями. На рукояти меча была выбита надпись: “Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь, от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа”.

6 июня 1944 года англо-американские войска высадились на севере Франции и с боями двинулись на восток. Пройдет меньше года, и гитлеровский рейх падет под ударами союзных армий, которые будут праздновать общую победу над самым страшным врагом в истории человечества. Великая отечественная война продолжалась 1418 дней и унесла жизни 27 миллионов советских граждан. Общие потери западных союзников на всех фронтах Второй мировой войны не превысили миллиона человек. На каждого американца, британца или канадца, погибшего в бою, приходилось 8 красноармейцев. Сенатор Труман, с самого начала поддержавший ленд-лиз, записал: “Деньги, истраченные на ленд-лиз, безусловно, спасали множество американских жизней. Каждый русский, английский или австралийский солдат, который получал снаряжение по ленд-лизу и шел в бой, пропорционально сокращал военные опасности для нашей собственной молодежи.”

Война в корне изменила американскую экономику. В то время, как в СССР безвозвратно погибла треть национального богатства, в США начался небывалый промышленный бум. В годы войны американские предприятия получили колоссальный объем дорогих государственных заказов и выгодных кредитов. Мелкие частные фирмы, еле державшиеся на плаву в годы Великой депрессии, объединились в крупнейшие мировые концерны по производству самолетов, автомобилей, одежды и продуктов питания. Миллионы американцев получили постоянную высокооплачиваемую работу. За годы войны экономика США выросла почти в два раза. А расчеты по ленд-лизу и плану Маршалла впоследствии сделали американский доллар основной валютой мировой финансовой системы.

Поставки по ленд-лизу существенно поддержали некоторые отрасли советской промышленности. Американские самолеты, танки и артиллерия в среднем составили около 15% от советского производства.

В годы войны поставки по ленд-лизу осуществлялись в 42 страны мира. Их общая стоимость оценивается в 50 миллиардов долларов. Больше половины из них — 31 миллиард — получила Великобритания. 11 миллиардов — Советский Союз. После окончания войны Соединенные Штаты предъявили счета всем участникам программы. По версии американской стороны, с учетом боевых потерь и возврата техники, Советский Союз должен был заплатить 1 миллиард 300 миллионов долларов. В условиях начавшейся Холодной войны СССР счел эти требования неприемлемыми.

“Советское представительство, конечно, отказалось от этого дела и заявило, что даст 224, но они не были выполнены и потом с усилением Холодной войны поправками Конституции о санкциях против Советского Союза вообще отказались платить.” — Олег Саксонов.

Более 20 лет СССР не вступал в переговоры об уплате долга по ленд-лизу. Компромисс был достигнут только в 1972 году. СССР обязался выплатить 722 миллиона долларов до 2001 года. Первые два платежа были перечислены Штатам на следующий год. Советский Союз заплатил 48 миллионов долларов.

Из всех советских республик, входивших в состав СССР в начале 90-х годов, долги по ленд-лизу согласились оплачивать только Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан. В апреле 1993 года правительство Российской Федерации заявило о принятии на себя ответственности по всем долгам Советского Союза. Это означало принятие на себя и долга по ленд-лизу. Америке было уплачено 674 миллиона долларов. Последний платеж по программе ленд-лиз Россия сделала в 2006 году.

(Visited 443 times, 1 visits today)