Научные теории, которые навредили людям

Научные теории, которые навредили людям

«Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают», — оптимистично заявил американский изобретатель Томас Эдисон.

Учёные в поисках объективной истины не раз выдвигали ложные гипотезы или делали неправильные выводы из своих наблюдений. Некоторые из них оказались настолько далеки от истины, что нанесли человечеству серьёзный ущерб.

Давайте вместе вспомним несколько таких теорий.

1. Френология

ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: связь психики человека со строением поверхности его черепа

Главный теоретик френологии австриец Франц Йозеф Галль считал, что психические свойства, мысли и эмоции человека заложены в обоих полушариях мозга, и при сильном проявлении какой-либо черты это отражается на форме черепа. Галль рисовал «френологические карты»: зона висков, например, отвечает за пристрастие к вину и еде, затылочная часть — за дружбу и общительность, а зона «любви к жизни» расположилась почему-то за ухом.

По Галлю, каждая выпуклость на черепе — признак высокого развития психической черты, а впадина — недостаточного её проявления. Всё это напоминает хирософию — учение о связи формы руки и линий на ладонях с характером, мировоззрением и судьбой человека.

Френология была невероятно популярна в начале XIX века: этой теорией увлекались многие рабовладельцы с юга США, ведь материал для проведения опытов у них всегда был под рукой. В фильме «Джанго освобождённый» омерзительный герой Леонардо Ди Каприо также изучает френологию. Эта наука тесно связана с расовой теорией и другими псевдонаучными обоснованиями для дискриминации. В том же «Джанго» рабовладелец Кэлвин Кэнди с помощью черепа объясняет, почему все чернокожие от природы предрасположены быть рабами.

Массовое увлечение френологией резко пошло на убыль с развитием нейрофизиологии в 1840-х: было доказано, что психические свойства личности никак не зависят ни от рельефа поверхности мозга, ни от формы черепа.

2. Фокальный сепсис (теория об очаговой инфекции)

ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: умственные и физические заболевания появляются из-за токсинов, всасывающихся в кровь из очага воспаления в организме. Чтобы вылечить болезнь, нужно найти и обезвредить виновный орган.

Теория фокального сепсиса приобрела популярность в середине XIX века и продержалась до Второй Мировой войны. Из-за неё огромному количеству людей сделали ненужные операции и нанесли увечья. Врачи считали, что очаг скопления бактерий внутри организма может быть причиной умственной отсталости, артрита и рака. В итоге удаление зубов, аппендикса, частей кишечника и других потенциально опасных органов стало распространённой практикой.

В начале XX века английский врач Уильям Хантер написал статью о том, что все недуги вызваны недостаточной гигиеной полости рта, а лечение больного зуба бессмысленно, так как не устраняет очаг инфекции. В итоге в Европе и Америке при подозрении на кариес пациентам стали удалять зубы, гланды и аденоиды.

В 1940 году было доказано, что теория очаговой инфекции несостоятельна. Операции вредили пациентам, токсины, якобы выделяющиеся заражёнными зубами, никак не могли влиять на психику, а в большинстве случаев больным могли помочь диеты и другие щадящие способы лечения.

Несмотря на опровержение теории, ещё несколько десятков лет детям без необходимости удаляли гланды и аденоиды в целях профилактики ангины (зато потом покупали мороженое).

Научные теории, которые навредили людям

3. Пирамида потребностей по Маслоу

Теория мотивации, основанная на пирамиде потребностей, имеет мало общего с исследованиями Абрахама Маслоу, основателя гуманистической психологии.

Сам Маслоу считал, что стандартизированной иерархии потребностей существовать не может, так как это зависит от индивидуальных особенностей человека. К тому же его исследования касались определённого типа людей и варьировались в зависимости от возрастной группы.

По Маслоу, группы потребностей становятся актуальными в процессе взросления. Например, маленьким детям необходимо вовремя поесть и поспать днём, подросткам важнее завоевать уважение среди сверстников, а людям в зрелом возрасте — испытывать удовлетворение от своего положения в семье и в обществе. Внимание учёного изначально было сосредоточено на самоактуализации — вершине пирамиды, то есть стремлении человека к самовыражению и личностному развитию. Объектами его исследований были активные и успешные творческие люди — такие, как Альберт Эйнштейн или Авраам Линкольн.

Пирамида — это искусственно сконструированное упрощение, не дающее представления о потребностях большинства людей. Использование пирамиды Маслоу в качестве научной базы в менеджменте, маркетинге и социальном проектировании в большинстве случаев не даёт нужных результатов, зато предоставляет пространство для спекуляции. Неудивительно: сама теория иерархии потребностей, на основе которой сконструирована пирамида, не была подтверждена эмпирическими исследованиями.

Научные теории, которые навредили людям

4. Теория эффективного общения Дейла Карнеги

ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: отказ от собственного «я»

Известный американский специалист в области общения описал свои теории эффективной коммуникации в книгах с говорящими названиями, например, «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», «Как перестать беспокоиться и начать жить». Его работы должны были помочь людям стать счастливыми, легко находить общий язык и избегать конфликтов.

Идеи Карнеги об успехе были невероятно влиятельны. До сих пор многие считают, что успешный (а значит, счастливый) человек должен уметь выступать на публике, активно заводить новые знакомства, очаровывать собеседников и посвящать себя работе. Но понятие успеха, которым так лихо оперировал Карнеги, не может быть стандартизированным, как и критерии личной эффективности (на то она и личная).

Современные психологи указывают на множество ошибок, допущенных Карнеги в его теории о счастье «селф-мэйд». В своих работах Карнеги систематически призывает отказываться от собственного «я», чтобы сделать общение более эффективным. В этом и есть его главная ошибка.

Воспринимая систему ценностей другого человека, чтобы ему понравиться, человек действительно сможет манипулировать собеседником и использовать его в своих целях. Но отказ от собственного мнения и возможности его высказать плохо сказывается на психике. В результате накопленный стресс, чувство подавленности и несоответствия критериям успешности выливаются в психосоматические расстройства. Проще говоря, попытки стать успешным по Карнеги помогают добиваться искусственных целей, но не делают человека счастливее.

Главный совет Карнеги «Улыбайся!» хорошо подходит экстравертам, которые и так постоянно улыбаются, но для интровертов это неестественно и мучительно.

Карнеги навязывал читателям одинаковые представления о том, к чему должен стремиться человек, и его идеи в итоге стали причиной комплексов, психологических проблем и чувства вины.

5. Расовая теория

ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: разделение человечества на несколько неравноценных рас

Единой расовой теории не существует: в разных работах выделяется от 4 до 7 основных рас и несколько десятков малых антропологических типов. Расология не зря появилась в эпоху рабовладения. Система, при которой одни люди господствуют во всех сферах общественной жизни, а другие безвольно им подчиняются, нуждалась в научном обосновании.

В середине XIX века француз Жозеф Гобино объявил арийцев высшей расой, предназначенной для господства над остальными. Впоследствии расовая теория послужила научной базой для нацистской политики «расовой гигиены», направленной на дискриминацию и уничтожение «неполноценных» людей, в первую очередь — евреев и цыган. Идеи, высказанные Гобино, получили развитие в псевдонаучной расовой теории Гюнтера, которая приписывала каждому антропологическому типу определённые умственные способности и черты характера. Именно она стала основой нацистской расовой политики, катастрофические последствия которой нет необходимости перечислять.

Современная наука отрицает разделение людей на расы: большинство западных учёных считают, что внешние различия, встречающиеся в рамках нашего вида, недостаточно существенны для разделения на дополнительные категории и никак не связаны с умственными способностями. После Второй мировой войны все расовые теории были признаны несостоятельными.

Научные теории, которые навредили людям

6. Евгеника

ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: селекция человека с целью выведения ценных качеств

Идею о селекции применительно к человеку выдвинул Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарльза Дарвина. Целью евгеники, которая стала популярной в первые десятилетия XX века, было улучшение генофонда.

Сторонники «позитивной евгеники» утверждают, что она может содействовать воспроизведению людей с качествами, ценными для общества. Но какие именно качества являются ценными? Многие люди, обладающие высоким интеллектом и творческим потенциалом, страдают врождёнными соматическими дефектами, а значит, в процессе селекции могут оказаться за бортом. К тому же механизмы наследования таких признаков, как предрасположенность к пьянству или, наоборот, крепкое здоровье и высокий IQ, одинаково плохо изучены: многие из этих признаков проявляются только при воздействии среды, в которой воспитывается и живёт человек.

Евгеника как наука была дискредитирована в 1930-х, когда её положения служили обоснованием расовой политики нацистской Германии. В Третьем Рейхе активнее развивалась «негативная евгеника»: прежде всего нацисты хотели прекратить воспроизводство людей с наследственными дефектами и тех, кого считали расово неполноценными. Евгенические программы по принудительной стерилизации людей, допустивших тяжкие преступления или «умственно неполноценных», существовали в Швеции, Финляндии, США, Дании, Эстонии, Норвегии и Швейцарии, в некоторых странах они действовали до 1970-х годов.

В конце XX века, когда были успешно проведены опыты по клонированию высших млекопитающих, а у генетиков появилась возможность вносить изменения в ДНК, вопрос об этичности улучшения генофонда человека снова стал актуальным.

Сейчас борьба с наследственными заболеваниями ведётся в рамках генетики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
TravelDom - путешествия по России и поиск отелей