Казалось бы, все просто: у производителя есть товар, осталось продумать рекламную кампанию, придумать броский слоган, и все покупатели мира у ваших ног. Но, товар не покупают, популярность бренда падает, а над неудачной рекламой смеется именно та часть аудитории, на которую вы рассчитывали.
1. Когда производители Coca-Cola начали свое триумфальное шествие на восток, было решено не менять название торговой марки – все-таки уже тогда эта газировка была всемирно известной. Однако в Китае рекламная кампания «кока-колы» едва не провалилась. Выяснилось, что на китайском эта фраза звучит как «Укусите головастика» или, что нисколько не лучше, «Восковая лошадь». Поняв, что с таким именем напиток вряд ли будет пользоваться бешеной популярностью, специалисты компании принялись изучать китайские иероглифы. В конце концов, приличная фраза, созвучная названию Coca-Cola, была найдена. С тех пор в Китае «кока-кола» продается как Kekoukele. Перевести это можно как «Счастье во рту».
2. Интересная история, которая будет поучительно для многих. Итак, в Саудовскую Аравию направился крупный рекламщик Кока-Колы для презентации новой линейки продуктов и проведения рекламной кампании.
Собравшись своей американской командой, они решили сделать что-то наглядное и простое, да арабский они не знали, а замарачиваться с нюансами перевода не хотели. Была предложена отличная концепция: триптих плакатов (3 плаката расположенных в ряд). Содержание их было по смыслу таким же как вы видите на картинке выше. Т.е. первый плакат показывает лежащего на жаре в пустыне человека, полностью истощенного. На втором плакате он пьет Колу. А на третьем бодрый и здоровый бежит дальше. Все было очень красиво отрисовано, отпечатано, и расклеино по всему городу. Но рекламная кампания с треском провалилась. Почему? Несмотря на то что сама задумка неплохая, простая и понятная, а реализация была качественной — американская команда не учла один факт… В Саудовской Аравии люди читают справо-налево.
3. В 2012 году шведская сеть мебельных магазинов IKEA вырезала из своего каталога, предназначенного для распространения в Саудовской Аравии, всех женщин. Изображение женщин в рекламе этой стране не запрещено и решение мебельной фирмы многих возмутило, в том числе местных политиков, например, министра торговли Эва Бьорлинга. IKEA раскритиковали во всем мире, что заставило компания извиниться с формулировкой «Мы поняли, что были неправы, вырезав изображения женщин из каталога для Саудовской Аравии. Это идет вразрез с ценностями нашей компании».
4. В 2004 году компания Danone, в активе который был гениальный слоган «Ммм… Данон!», решила освоить подростковую аудиторию России. Так в наших магазинах появились кисломолочные продукты «Скелетон».
Предполагалось, что йогурты, на упаковке которых нарисованы скелеты, черепа и скрещенные кости, мгновенно заинтересуют ребят от 9 до 14 лет. Однако массового увелечения «Скелетонами» и четырьмя рекламировавшими их персонажами не случилось. «Страшной» упаковки, в первую очередь, испугались родители тех самых подростков, на которых и был рассчитан новый продукт. Дело в итоге едва не дошло даже до судебного разбирательства – жительница столицы Евгения Мартынова потребовала прекратить выпуск продуктов, влияющих на детскую психику. От своего иска госпожа Мартынова в итоге отказалась, но «Скелетонов» это не спасло – производство этой линейки было свернуто.
5. Производитель шоколадных конфет Cadbury вызвал общественные протесты в Индии, запустив рекламную кампанию под девизом «Слишком хороши, чтобы делиться ими». Дело в том, что на плакате, рассказывающем о достоинствах британских конфет, были изображены карты штатов Джамму и Кашмир, права на которые индийским властям предъявляет Пакистан.
6. Сеть фастфуда KFC недавно выпустила серию видеороликов, целевой аудиторией которых были австралийцы. В центре сюжета видео был турнир по крикету, в котором участвовали австралийская команда и сборная West Indies. Персонаж-австралиец угощал своих соседей – которые все без исключения болельщики West Indies и чернокожие – аппетитными крылышками и окорочками. Эксплуатация расовых стереотипов была воспринята крайне негативно.