Сегодня стремление к индивидуальности и самовыражению стало модным, и туризм не является исключением. В настоящее время довольно много путешественников, особенно молодых и среднего возраста, больше не удовлетворены способом группового путешествия, а склоняются к «самостоятельности». Они хотят сами выбирать наиболее интересующее их направление путешествия, в соответствии со своими личными увлечениями и интересами, использовать любимые разнообразные виды транспорта и свободно самостоятельно путешествовать без потери комфорта. Поэтому персонализация поведения в туризме стала общей тенденцией его развития, как важнейшей части туристического рынка.
Однако новая склонность к потреблению этого вида услуг создаёт очевидное противоречие. С одной стороны, путешествие уже является поведением с широким кругом людей, и многие из них хотят составлять собственные планы путешествий, не будучи ограниченными групповыми поездками. С другой стороны, составление плана поездки должна, по крайней мере, разумно совместить шесть элементов «транспорт, питание, размещение, осмотр достопримечательностей, шопинг и развлечения» в соответствии с определённой выбранной темой. В то же время необходимо составить хороший график, чтобы люди могли получить максимальный позитивный опыт от своего путешествия, да ещё, желательно, с минимальными экономическими затратами. Для любого туроператора такие организационные хлопоты подразумевают знания о географии, правилах в целевой локации поездки, психологию, эстетику, экономику, социологию и другие междисциплинарные знания. Как правило, сами путешественники, в большинстве своём, не могут иметь профессиональные знания в различных дисциплинах, связанных с туризмом, поэтому им нужна профессиональная помощь.
Именно в силу всех этих сложившихся причин появилась необходимость в создании интеллектуальной системы развития туристических ресурсов на основе Интернета вещей и технологии 5G. Первые попытки по её созданию, показали хорошую эффективность в вопросах управления и продвижения услугами туроператоров для составления персонализированных предложений. База знаний для такой экспертной системы делится на базу словарей и базу правил. В свою очередь, первая из них используется для хранения ключевых слов и кодов, описывающих рекомендации или результаты анализа экспертной системы, куда попадают туристические ресурсы, разновидности предоставляемых услуг, ресурсы и другие имена собственные с их пояснениями. База фактов хранит фильтры и параметры, которые туристы могут выбрать для описания различных потребностей/требований для путешествия. База правил используется для хранения всех правил, включая библиотеку предварительных условий, соответствующие каждому условному правилу. В соответствии со значениями параметров и возможными результатами фактического спроса туристов на различные туристические ресурсы, библиотека правил ещё подразделяется на:
– правила от параметров спроса к параметрам спроса;
– правила от параметров спроса к готовым выводам/заключениям;
Архитектура включает в себя также подсистемы планирования и рекомендаций эксперта по туризму. Для каждой подсистемы определяется независимая база правил с уникальными полями таблиц. Сервер в дата-центре, который реализует рассуждения, основанные на знаниях, представляет собой механизм логического вывода. Являясь одним из ядер экспертной системы, основной его задачей является своевременное применение накопленных знаний в процессе решения задачи.
Интеллектуальный сервис является одним из основных направлений интеллектуального туризма, в котором особое внимание уделяется использованию инновационных технологий для предоставления путешественникам услуг более высокого качества и повышения уровня их обслуживания. Вообще говоря, перед поездкой люди сначала ищут достопримечательности, которые они хотят посетить, в Интернете, а затем, приняв решение, составляют маршрут в соответствии со своим временем. В то же время соответствующие сотрудники туристических объектов будут собирать и сортировать записи о путешествиях и сопутствующую значимую информацию, а также составлять целевые планы поездок, чтобы привлечь внимание потенциальных посетителей. Туроператоры и организации, непосредственно занятые в индустрии гостеприимства могут заранее разрабатывать конкретные планы поездок, отвечающие запросам и потребностям туристов, с помощью платформы онлайн-системы, предоставлять клиентам множество дополнительных направлений экскурсий с посещением достопримечательностей, эффективно создавая гуманную инфраструктуру туристических услуг нового формата.
В контексте больших данных интеллектуальная модель управления позволит обновлять туристическую информацию в любое время, знакомить все заинтересованные стороны с последними тенденциями в данной сфере, предоставлять больше возможностей для обслуживания, способствуя интенсивному развитию индустрии туризма и гостеприимства. В рамках модели интеллектуального управления сотрудники туристической отрасли могут комплексно собирать и систематизировать статус бронирования, идентификационную информацию и большие массивы данных о путешествиях, чтобы генерировать актуальную востребованную информацию на создаваемых веб-сайтах о путешествиях по всей стране.
В то же время развитие туризма часто приводит к развитию предприятий общественного питания, размещения, транспорта и других отраслей сферы услуг, тем самым стимулируя региональное экономическое развитие. А сама умная платформа туристических услуг имеет общественно полезный характер, предоставляя бесплатные справочные данные, как для гостей, так и для туристических предприятий, обеспечивая социальные выгоды для всех.
Наконец, платформа интеллектуальных туристических услуг, основанная на больших данных, является мощным инструментом преобразования новой и старой «кинетической энергии», который помогает компаниям добиваться точного маркетинга, повышать качество услуг, удовлетворять персонализированные и дифференцированные потребности туристов.
Построение модели интеллектуального управления туризмом неотделимо от совершенного информационного оснащения, но, с современной точки зрения, эти проекты всё ещё находятся на ранней стадии развития. Что касается создания мобильных платформ, то уровень информатизации управления в этой отрасли является низким, а также имеются недостатки в сборе и обработке информации. Особенно во время праздников, когда количество гостей велико, и интеллектуальные платформы многих музеев, выставок, фестивалей, достопримечательностей и просто живописных мест не могут разумно обрабатывать информацию, что затрудняет эффективную оценку даже элементарного количества посетителей (не говоря уже о более значимых подробных маркетинговых данных). Такая печальная ситуация пока приводит к снижению туристического опыта и низкому уровню привлечения/обслуживания путешествующих по индивидуальным программам.