Электронный билет или e-ticket — это электронный документ, удостоверяющий договор воздушной перевозки между пассажиром и авиакомпанией. В отличие от бумажного авиабилета, электронный билет представляет собой уникальную цифровую запись в базе данных авиакомпании.
Применение электронного билета выгодно как авиакомпании, так и пассажиру.
Для авиакомпании выгода финансовая: сокращаются расходы (так как не нужно держать работников, вручную обрабатывающих информацию с билетов и не нужно платить деньги за их изготовление), сокращаются сроки получения выручки от продажи.
Пассажиры, пользуясь электронными билетами, также получают ряд преимуществ:
• билет легче купить — электронный авиабилет можно купить через интернет, при этом его не требуется где-то забирать самому или ждать курьера с посылкой
• билет нельзя потерять — только паспорт нужно иметь при себе для посадки в самолет, данные Вашего электронного билета будут переданы на регистрацию автоматически
• легче регистрироваться — с электронным авиабилетом можно пройти регистрацию на рейс в киосках саморегистрации в аэропорту или на интернет-сайте авиакомпании, т.е. не нужно стоять в длинных очередях на регистрацию
• дешевле летать — сокращение расходов авиакомпаний на продажу своих услуг, связанное с внедрением электронных билетов, в последние 10 лет неуклонно снижает стоимость авиабилетов
Первыми активно использовать электронные авиабилеты стали бюджетные авиакомпании (low cost), что позволило им продавать билеты без посредников, напрямую через веб-сайт, поддерживая низкие цены.
Для сокращения расходов мировой авиатранспортной отрасли Международная ассоциация авиакомпаний (ИАТА) обязала все международные авиакомпании полностью перейти на электронные авиабилеты и отказаться от бумажных к 1 июня 2008 году.
Уже сейчас практически все европейские и американские авиакомпании оформляют перевозку на электронных билетах. Начинают внедрять эту технологию и ведущие российские авиаперевозчики.