Впервые карнавальные шествия в Рио-де-Жанейро состоялись в 1840 году. В конце 20-х гг. XX века в городе появились первые школы самбы, где в течение всего предшествующего февральскому карнавалу года готовятся выступления отдельных карнавальных команд. Некоторые школы выставляют на карнавал до 4000 танцоров и 300 барабанщиков.
Школы самбы возглавляют и финансируют хозяева лотерей. Ни один путеводитель не обходится без фотографий феерических сцен парада школ самбы в Рио во главе с пышно одетыми или, наоборот, раздетыми «королевами» и толп отплясывающих ночи напролет.
Группы выступают, как манекенщицы на подиуме, перед 100-тысячной толпой зрителей, разместившейся на скамейках. Каждая школа разрабатывает одну тему: политика, природа, спорт, искусство, музыка — все темы должны быть бразильскими. Школа придумывает свою песню, создает костюмы и ставит хореографию. Репетиции начинаются за несколько месяцев до карнавала.
Карнавал в Рио-де-Жанейро — это красивые повозки, множество музыкантов, великолепные костюмы, на которые часто тратятся последние деньги, гармония музыки, танца и танцоров, самба.
Карнавальные мелодии – традиционная самба, босса-нова 50-х гг. и более современная ламбада – неизменно пользуются за пределами Бразилии такой популярностью, что каждая с успехом могла бы считаться ее национальным гимном. В бразильской музыке, необычной своей ритмикой и мелодичностью, слились элементы индейского, африканского и португальского фольклора.
Индейцам приписывают заунывные звуки флейт и свирелей. Ударные инструменты, задающие ритм знаменитой самбы, достались бразильцам от их африканских предков. Португальский след в бразильской народной музыке – струнные инструменты: гитара скрипка и аккордеон.