Корейская стена: самая закрытая граница в мире

Корейская стена: самая закрытая граница в мире

Демилитаризованная зона (ДМЗ), пожалуй, самый популярный туристический объект на Корейском полуострове. Ежедневно сотни автобусов привозят сюда тысячи путешественников со всего света, готовых преодолевать сотни километров ради того, чтобы увидеть самую охраняемую границу в мире.

Стен, разделяющих страны и народы, в мире предостаточно. Они есть в Америке (граница США и Мексики), Африке (граница испанского анклава Сеута и Марокко), Европе (граница между турецкой и греческой частями Кипра) и Азии (граница между Индией и Пакистаном). Но каким бы не был высоким забор, ежедневно сотни людей пересекают эти линии в обоих направлениях. Ведь никто не запрещает мексиканцам путешествовать в США, а американцам греться на пляжах Канкуна. Зеленая линия, разделяющая Кипр на две части и вовсе прошла по центральным улицам кипрской столицы Никосии: пересечь ее — нет ничего сложного. Главное, не забыть паспорт, чтобы вернуться на греческую часть.

Но есть одна граница, пересечь которую невозможно, — это разделительная линия между Северной и Южной Кореей. И дело даже не в колючей проволоке, минных полях или проблемах с получением виз. Гражданам обеих Корей законодательно запрещено въезжать на территории друг друга.

Северокорейские пограничники в селении Пханмунджом

Северокорейские пограничники в селении Пханмунджом. Бетонная плита — граница, разделяющая две Кореи


Граница на Корейском полуострове возникла в 1953 году после подписании мирного договора по итогам трехлетней войны между коммунистическим Севером и капиталистическим Югом. Разделительная линия идет вдоль 38 параллели, в 50 км севернее Сеула и в 200 км южнее Пхеньяна.

Демилитаризованная зона представляет собой линию длиной 240 км, полностью разделяющей Корейский полуостров. Ширина зоны — 4 км: по 2 км в каждую сторону от границы. Фактически, это полоска земли, не принадлежащая никому. Единственное место, где могут встретиться представители Юга и Севера — здание в селении Пханмунджом: условия для переговоров созданы так, что даже стол, за который садятся переговорщики, четко делится границей на две равные части. Каждый переговорщик садится со своей стороны, не пересекая границу.

Граница в Пханмунджом: вид с южнокорейской стороны

Граница в Пханмунджом: вид с южнокорейской стороны


Экскурсии в демилитаризованную зону можно заказать в любом экскурсионном бюро в Сеуле, или в отеле. Как правило, туристов привозят в ближайший к ДМЗ город Пхаджу, где путешественники пересаживаются в специальные автобусы‑шаттлы, так как только им разрешен въезд на военную территорию. Посещение ДМЗ возможно только при предъявлении паспорта, при этом пограничники могут отказать в праве въезда любому туристу без объяснения причин.

В Пхаджу расположен Парк мира Имчжингак, где представлена экспозиция артефактов и памятников, связанных с Корейской войной и послевоенным противостоянием Севера и Юга. Парк большой — одновременно там могут гулять 20 тыс. туристов, для которых созданы различные инсталляции, а на возвышенности с просторным газоном устраиваются представления и концерты.

Последний КПП перед демилитаризованной зоной

Последний КПП перед демилитаризованной зоной, проход в которую строго запрещен


Вообще, рассматривая инфраструктуру на южнокорейской территории вблизи ДМЗ, создается впечатление, что находишься не рядом с самой закрытой границей мира, а в пригороде крупного мегаполиса. Шестиполосные шоссе с идеальной разметкой и асфальтом, ведущие в сторону Пхеньяна, по которым никто не ездит, знаки «Пхеньян прямо — 220 км», по которым некому ориентироваться.

Все эти шоссе ведут в никуда: дорога заканчивается на блокпосту, который уже больше 60 лет никто не пересекал. Но все это поддерживается в таком идеальном состоянии, как будто в Сеуле верят, что граница вот‑вот исчезнет и шоссе заполнится автомобилями. По крайней мере, со стороны Юга все готово к открытию границы хоть сейчас.

Сувенирные магазины рядом с демилитаризованной зоной

Сувенирные магазины рядом с демилитаризованной зоной предлагают туристам купить деньги КНДР и вино, произведенное на Севере.


Северокорейское вино

Надежды на ликвидацию границы были не раз. В объединение Кореи верили после падения Берлинской стены в 1989 году, после распада СССР в 1991 году, после смерти лидера КНДР Ким Ир Сена в 1994 году…

В 1998 году на территории КНДР в районе гор Кымгансан («Алмазные горы») даже создали курортную зону, которую могли посещать граждане Южной Кореи. Но спустя 10 лет, после того, как пограничники КНДР застрелили туристку из Сеула (утверждалось, что она вышла за пределы разрешенной территории), курорт пришлось закрыть.

Сейчас уровень напряженности между Пхеньяном и Сеулом достиг такого накала, что в скорое объединение Кореи, кажется, уже мало кто верит. Однако инфраструктура в закрытой территории поддерживается в идеальном состоянии.

Скульптура: северяне и южане пытаются соединить разделенную землю

Скульптура: северяне и южане пытаются соединить разделенную землю


Самое интересное место в ДМЗ — тоннель, который прорыли северокорейцы для нападения на Сеул. Впрочем, сами они утверждают, что добывали там уголь. Вообще, за время существования границы известно о пятидесяти подземных тоннелях, которые рыли под ДМЗ со стороны Севера. Но для туристов открыты только четыре из них.

Самый известный из них — Третий тоннель. Он расположен всего в 52 км от Сеула, и был обнаружен в 1978 году благодаря информации от северокорейского перебежчика. Он вырыт на глубине 73 м, его длина — 1635 м, из них 435 м проходят под ДМЗ. Диаметр тоннеля в два метра позволяет 30 тысячам северокорейских солдат в полной военной выкладке и с тяжелым вооружением совершить за час марш‑бросок и выйти на поверхность всего в 44 км от Сеула.

Тоннель был прорыт почти вручную — северокорейцы использовали только динамитные шашки, которые откалывали небольшие куски породы. Они вывозились из тоннеля на тачках.

Вход в Третий тоннель ДМЗ

Вход в Третий тоннель. В самом тоннеле туристам фотографировать строжайше запрещено


Перед посещением тоннеля у всех туристов отбирают телефоны и фотоаппараты. Вниз путешественники едут на специальных вагончиках, а затем еще метров триста приходится идти на полусогнутых ногах по тоннелю (все‑таки на корейском полуострове живут не самые высокие люди).

Путь заканчивается у железобетонной стены — она расположена точно на границе, далее — северокорейская часть тоннеля. И можно ли выйти на поверхность на территории КНДР — никто не знает. Впрочем, желающих пересечь границу с Юга на Север, как правило, нет. Кстати, официально власти Южной Кореи заверяют, что таких случаев вообще не было, но жители рассказывают, что было как минимум двое перебежчиков.

Недалеко от Третьего тоннеля расположена наблюдательная площадка Торасан. В хорошую погоду отсюда можно увидеть северокорейский город Кэсон и горы Сонаксан. В Кэсоне власти двух Корей договорились создать особую экономическую зону: южане внесли свой вклад технологиями, а северяне — рабочей силой. Свое производство в Кэсоне разместили 15 южнокорейских компаний: выпускали часы, одежду, посуду. На производстве было занято более 50 тысяч северокорейских рабочих. Но в этом году после испытания КНДР очередной ракеты технопарк закрыли, а все оборудование вывезли на Юг. В ответ северяне разместили в Кэсоне военный контингент.

Смотровая площадка Торасан

Смотровая площадка Торасан. Отсюда южане могут лишь смотреть на территорию КНДР

 


Последняя точка экскурсии — железнодорожный вокзал Дорасан. Это самая северная станция Южной Кореи, которая уже больше 60 лет не принимала поезда с Севера. Но если вы думаете, что приехав на Дорасан, увидите полуразвалившийся вокзал, то ошибаетесь. Станция находится в таком состоянии, как будто поезд в Пхеньян ушел пару минут назад.

Здесь есть все, что есть на обычном вокзале: сувенирный магазин, билетная касса, зал ожидания. И все работает. Туристы могут даже купить «шуточные» билеты в Пхеньян. Три раза в день вокзал Дорасан принимает поезда из Сеула. На Юге верят, что когда‑нибудь этот вокзал перестанет быть конечной точкой, и железные дороги Южной Кореи объединятся с путями Китай и России, и далее — с Европой.

Железнодорожный вокзал Дорасан в демилитаризованной зоне

Вокзал изнутри

Платформа в ДМЗ

На платформе практически не бывает пассажиров. Только туристы фотографируются с указателем, показывающем направление и расстояние между двумя столицами


Вряд ли в 1953 году кто‑то предполагал, что разделение Корей, призванная как временная мера, чтобы положить конец кровопролитию, сохранится и в XXI веке. И теперь вряд ли кто‑то может с уверенностью сказать, что мы станем свидетелями исторического объединения двух стран.

Но везде можно найти свои плюсы: благодаря минимальному присутствию человека в демилитаризованной зоне, там сохранились редкие виды растений и животных. Ведь по сути ДМЗ, сама того не желая, превратилась в своеобразный заповедник с тысячи видов растений, сотнями видов птиц и десятками видов животных, которые теперь можно встретить только там.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Путешествия по России | Travel in Russia