Легкие деньги: получат ли пассажиры миллионные компенсации от авиакомпаний

Легкие деньги: получат ли пассажиры миллионные компенсации

Что такое Монреальская конвенция?

Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, или по‑другому Монреальская конвенция, была принята в 1999 году и вступила в силу в 2003-м. К настоящему моменту к ней присоединились 119 государств мира: все 28 стран Европейского союза, США, Япония, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Новая Зеландия и др.

Россия планирует ратифицировать Монреальскую конвенцию уже в этом году. Проект о присоединении к документу правительство внесло в Госдуму в конце прошлого года. На днях статс‑секретарь — замминистра транспорта РФ Сергей Аристов заявил, что парламент рассмотрит этот вопрос уже в осеннюю сессию.

Для пассажиров Монреальская конвенция интересна тем, что в ней установлены максимальные компенсации от авиакомпаний за нарушение правил перевозки — опоздания, перенос рейса, повреждение или потерю багажа и т. д. И они в разы больше тех компенсации, которые есть сейчас в России.

Какие же компенсации положены пассажирам по Монреальской конвенции?

Компенсации привязаны к искусственному платежному средству — специальным правам заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из четырех валют — доллара, евро, иены и фунта стерлингов. В настоящее время курс 1 СПЗ равен примерно 80 рублям.

В случае потери или повреждения багажа (включая ручную кладь в салоне самолета) максимальная компенсация конвенцией установлена в размере 1131 СПЗ, или примерно 90 500 рублей по нынешнему курсу.

За задержку рейса положена более серьезная компенсация — ответственность перевозчика ограничивается суммой в 4694 СПЗ, или почти 380 тысяч рублей каждому пассажиру.

А в случае гибели пассажира по вине авиакомпании, выплаты родственникам погибшего могут доходить до 113 100 СПЗ. Это более 9 млн рублей. В настоящее время по российскому законодательству родственники погибших в авиакатастрофе могут рассчитывать на 2 млн рублей.

То есть, если задержат мой рейс, то я — богат?

Это вряд ли. Как рассказал Рамблер/Путешествиям основатель и гендиректор компании Compensair Роман Гильманов, даже в тех странах, которые уже ратифицировали Монреальскую конвенцию, приняты специальные регламенты, которые существенно снижают максимальные суммы компенсаций. Например, в Евросоюзе это регламент ЕС 261/2004.

Согласно нему, если рейс задержан более чем на 3 часа, то компенсация за полет дальностью до 1500 км составит 250 евро, до 3000 км — 400 евро и свыше 3000 км — 600 евро. Как видим, это значительно меньше тех 380 000 рублей, которые обещает нам Монреальская конвенция.

Причем, такие компенсации положены лишь в том случае, если задержка рейса произошла по вине авиакомпании, то есть не из‑за погодных условий, не из‑за забастовки и не из‑за теракта. Хотя, как рассказал Рамблер/Путешествиям директор AirHelp по Восточной Европе Евгений Лонский, недавно авиакомпания Air France выплатила компенсации своим пассажирам, рейсы которых были задержаны из‑за забастовки работников авиакомпании. Лонский заверил, что в европейской практике такое произошло впервые.

В России пассажиры в случае задержки рейса свыше двух часов должны быть обеспечены напитками за счет авиакомпании. Если ожидание рейса превысило 4 часа, то с авиакомпании можно потребовать горячее питание. После восьми часов ожидания днем или шести часов ожидания ночью перевозчик должен предоставить пассажирам гостиницу.

Так на какие компенсации можно рассчитывать российскому пассажиру?

Сейчас ответить на этот вопрос не сможет никто. Эксперты говорят, что, скорее всего, перед окончательным присоединением к Монреальской конвенции российские авиавласти также примут регламент, который ограничит максимальные суммы компенсации.

«И это правильно. Лучше сделать сумму меньше, но рабочим механизм, чем установить гигантские выплаты, на которые не согласится ни одна авиакомпания. С компенсациями по 400 тысяч каждому пассажиру мы просто разорим перевозчиков», — предупреждает Роман Гильманов.

Но даже с уменьшенными компенсациями рассчитывать на их максимальную величину тоже не стоит. «Решение о сумме компенсации будет принимать не авиакомпания, а суд. Поэтому, если за потерянный чемодан вы потребуете с перевозчика 90 000 рублей, то вам придется очень хорошо постараться, чтобы доказать, что утерянные вещи стоили эту сумму. То есть у вас должны быть чеки, подтверждающие стоимость вещей, свидетельские показания, что в своем чемодане вы действительно перевозили пять «макбуков» », — пояснил Евгений Лонский.

Аналогичная ситуация и с опозданием. Максимальную сумму можно потребовать с авиакомпании, но свои требования необходимо обосновать. Например, если из‑за задержки рейса сорвалась сделка на миллионы евро, или из‑за этого пассажир лишился работы.

Если же турист заявит, что из‑за опоздания рейса он провел меньше времени на пляже и плохо загорел, то вряд ли суд такой довод удовлетворит.

Все равно не пойму: с присоединением к Монреальской конвенции будет лучше или хуже?

Хуже точно не будет. «Сейчас в России компенсацию за задержку рейса нельзя даже назвать компенсацией. Это слезы», — эмоционально описал ситуацию Евгений Лонский. Согласно действующему законодательству, за каждый час ожидания рейса пассажир может рассчитывать от авиакомпании на 25 рублей компенсации. Другими словами, просидели в аэропорту лишние 10 часов — можно написать письменную претензию в авиакомпанию с требованием выплатить вам 250 рублей.

Хуже этого быть уже точно не может. Но и рассчитывать на миллионные компенсации после присоединения в Монреальской конвенции тоже не стоит.

А билеты из‑за этого подорожают?

Все возможно. Авиакомпании в этом вряд ли признаются, но если суды реально начнут присуждать хорошие компенсации пассажирам за задержку рейсов или за потерю багажа, то свои расходы перевозчики, конечно же, переложат на пассажиров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Путешествия по России | Travel in Russia