Все со школьной скамьи или даже с детсада знают про Семь чудес света, пусть и далеко не каждый может их назвать по памяти. По крайней мере, о пирамидах в Гизе, и по сей день радующих туристов, слышали все. А так как облик остальных шести чудес приходится только реконструировать, то многих так и подмывает какой-нибудь существующий сегодня архитектурный шедевр объявить Восьмым чудом света. Некоторые же идут дальше, и составляют свои списки Новых семи чудес света.
Самый известный был создан в первом десятилетии XXI века, в 2001–2007 годах. Его составлял специальный некоммерческий фонд The New 7 Wonders of the world, который проводил голосование по интернету и через телефон. Всего было собрано 100 миллионов голосов, но так как можно было голосовать несколько раз, то список у многих вызывает сомнение. Как бы то ни было, здесь мы представим его результаты, а также расскажем о других чудесах света, которые в него не вошли.
Великая Китайская стена
Великая Китайская Стена — это наиболее известный памятник Китая, который сами китайцы называют Длинная стена. Она протянулась почти на 9 тысяч километров через весь Северный Китай, а самый популярный среди туристов участок — Бадалин — находится в 75 километрах от Пекина. Ее сооружение началось в IV—III вв. до н. э., когда отдельные китайские государства вынуждены были защищаться от набегов кочевых народов Центральной Азии. При возведении Стены были использованы особенности ландшафта: она проходит главным образом по гористым местам, повторяя изгибы рельефа и органично вписываясь в окружающий пейзаж. 6260 км Стены состоят из кирпичной кладки, 2232,5 км — из естественного горного массива, а около 360 км вообще являются не стеной, а заполненными водой рвами. После объединения Китая под властью династии Цинь в 221 г. до н. э. император Ши Хуанди приказал соединить ряд оборонительных линий в единую стену. При последующей династии — Хань строительные работы на Великой стене продолжались и были завершены в III в. н. э. В настоящее время в своей западной части Великая стена сохраняет первоначальную форму, в восточной же части сильно разрушена и местами представляет только земляной вал. Сохранившиеся части стены имеют ширину у основания около 9 м, а на вершине около 6 м, высота стены достигает 10 м. Примерно через каждые 200 м располагаются четырехугольные сторожевые башни, а с внешней стороны стены — высокие оборонительные зубцы с отверстиями-амбразурами. Верхняя плоскость стены, замощенная плитами, некогда представляла собой широкую защищенную дорогу, по которой могли быстро передвигаться воинские части и обозы. В настоящее время некоторые участки этой плоскости заасфальтированы и используются как автомобильные дороги.
Колизей
Знаковое место Рима, его фирменный силуэт, — античный Колизей, или Амфитеатр Флавиев. Его строительство началось в 72 году н. э. при императоре Веспасиане между Эсквилинским, Целийским и Палатинским холмами. По окончании долгого строительства Колизея были устроены грандиозные игры, продлившиеся 100 дней. В действе участвовали две тысячи гладиаторов и пять тысяч диких зверей, пойманных в Африке. Фасад Колизея был облицован травертином, символизирующим сегодня античный Рим. Колизей имел форму эллипса высотой 48,5 метров с диаметрами 188 метров и 156 метров. Сооружение, без сомнения, являлось чудом архитектурной мысли тех времен. Зрители попадали в амфитеатр через арки первого яруса, откуда по лестницам поднимались к своим местам. Места концентрическими кругами расходились вокруг арены. На нижнем ярусе располагались ложи императора и свиты. На следующих двадцати рядах размещались городские власти, далее следовали 16 рядов, занимаемых римскими гражданами. На скамьи рядов, поднимавшихся выше, усаживались зрители из низших сословий.о время дождя или зноя над Колизеем натягивали огромные тенты из парусины. Тенты двигала команда матросов, управляющаяся с огромными полотнищами с помощью канатов и мачт.
В Средние Века древняя постройка начала разрушаться, и вскоре строение превратилось в гигантскую каменоломню. Отвалившиеся самостоятельно, или выломанные намеренно, фрагменты стен амфитеатра жители Рима использовали для новых сооружений. И только папа Бенедикт XIV проявил больше уважения к древнему памятнику. В честь множества убиенных на арене христианских мучеников он приказал сделать из Колизея церковь, алтари которой сохранялись в амфитеатре вплоть до 1874 года. 19 июля 2000 года обновленный Амфитеатр Флавиев явил себя взорам восхищенной публики. Сегодня на его арене вновь идут зрелищные представления — уже не гладиаторские бои, а красочные театральные шоу. Колоритными декорациями к ним становятся древние стены античного Колизея.
Статуя Христа-Искупителя
Главный символ Рио-де-Жанейро, расположенный на горе Корковадо на высоте 710 метров, 38-метровая статуя Христа-Искупителя благословляет весь город, простирая над ним руки. Монумент Христу, возведенный в 1931 году в стиле арт-деко, и сегодня смотрится очень величественно и современно.Идея этого сооружения зародилась в 1922 году, когда праздновалось столетие независимости Бразилии. Перед началом работ архитекторы, инженеры и скульпторы встретились в Париже, чтобы обсудить все технические проблемы установки статуи на вершине холма, где она открыта всем ветрам и подвержена другим метеорологическим влияниям. Затем французский скульптор Поль Ландовский начал моделировать голову и руки, а инженеры в это время занялись разработкой каркаса. Грандиозность и масштабы стоявшей перед ними задачи наглядно демонстрируют следующие цифры: голова статуи весит 35,6 тонны, кисти рук — по 9 тонн, а размах рук составляет 23 метра. Затем готовая статуя была доставлена из Парижа в Рио-де-Жанейро и установлена на холме Корковадо.
12 октября 1931 года состоялось ее первое торжественное открытие и освящение. Ночью ярко освещенная статуя видна практически из любой части города, но самый лучший вид на нее открывается с горы Пан-де-Асукар. 30-метровая Статуя Христа, по праву признанная одним из новых семи чудес света, безусловно, поражает своими гигантскими размерами, но не менее сильное впечатление остается от сногсшибательных по красоте видов на город, открывающихся сверху! Со смотровых площадок Корковадо открывается великолепный вид на океан, залив Гуанабара, лагуну Родриго-де-Фрейтас, гору Пан-де-Асукар, не менее оригинальные горы Два Брата, Камень-череп — Pedra de Gavea, стадион Маракана, город-спутник Нитерой и на ряд красивейших районов Рио-де-Жанейро.
Петра
Петра — это древняя столица Идумеи и Набатейского царства, затерявшаяся в иорданской пустыне и открытая для европейцев в XIX веке швейцарским ориенталистом Иоганном Людвигом Буркхардом. Петра представляет собой древний город, расположенный в долине Вади-Муса практически на полпути от Мертвого моря к заливу Акаба в Красном море. В город можно попасть через несколько узких ущелий, самое известное из которых, ущелье Сик, находится на востоке и ведет к высеченному в скале из красного песчаника «Мавзолею с урной», Хазне-эль-Фарун, главной достопримечательности Петры. Также не менее знаменит монастырь Эль-Дейр, похожий своим наскальным фасадом на Эль-Хазне и раньше являвшийся языческим храмом. Сам же город включает в себя многочисленные руины зданий и, в частности, римский театр и храмы, остатки византийской церкви и т. д. Сегодня достаточно неплохо сохранившаяся Петра является местом паломничества огромного числа туристов.
Хазне-эль-Фарун переводится как «Сокровищница фараона», так как бедуины считали, что в куполе храма находятся те самые богатства фараона, которых, впрочем, никто не видел. Археологи в итоге обнаружили в мавзолее погребальную камеру, которая принадлежит, скорее всего, одному из набатейских царей. Высеченный в скале фасад не устает поражать воображение. Древние строители попросту ликвидировали часть скалы. Что касается монастыря Эль-Дейр, то это величественное сооружение, выдолбленное в утесе, имеет в ширину 50 и в высоту 45 метров. До того, как стать монастырем, Эль-Дейр представлял собой храм I века до н. э., построенный после гибели набатейского царя Ободаты I в. 85 году до н. э.
Первые упоминания Петры относятся ко второй половине II тысячелетия до нашей эры, хотя места вокруг Петры были заселены намного раньше. Первоначально в Петре жили мидианитяне, пастушеские племена Северной Аравии, однако относительно народностей Петры есть некоторая историческая чехарда. Здесь жили хорреи, и эдомиты, и иудеи, пока в VII–VI веках город не оказался под властью набатеев, которые в свою очередь вскоре были покорены Ассирийским царством. Город, несмотря на это, активно развивался, так как находился на пересечении путей торговых караванов. В I веке до н. э. Петра попадает под влияние Рима, а потом и вовсе становится его частью. В IV веке Петра становится христианской, и здесь обосновывается свой епископ, однако в VII веке ослабленный и уже потерявший свое было значение город становится частью мусульманских территорий, а землетрясение 747 года, видимо, окончательно погубило город. Последнее упоминание до открытия Петры Буркхардом датируется 1276 годом, а само открытие швейцарца состоялось в 1812 году.
Тадж-Махал
Самое знаменитое сооружение на территории Индии, Тадж-Махал расположен в городе Агра и был возведен в XVII веке на берегу реки Джамна. Тадж-Махал — это прекрасный мавзолей, построенный потомком Тамерлана Шах-Джаханом в память о своей третьей жене Мумтаз-Махал, умершей при родах. Так что сегодня Тадж-Махал считается не просто историческим памятником, но еще и символом любви. Мавзолей представляет собой самый удивительный памятник мусульманской архитектуры на территории Индии, относящийся к эпохе царствования Великих Моголов.
Строительство мавзолея началось в 1632 году и продолжалось свыше 20 лет, окончательно завершившись в 1653 году. Всего в возведении мраморного комплекса были заняты более 20000 человек. Что же касается конкретных имен, то их в истории мавзолея довольно много, так что точно неизвестно, кто играл первую скрипку в проектировке и строительстве Тадж-Махала. Внутри мавзолея находятся могилы супругов Шах-Джахана и его возлюбленной Мумтаз-Махал. В высоту мавзолей достигает 74 метров, по его бокам находятся минареты. Над всем комплексом доминирует огромный, но при этом не выглядящий тяжеловесным купол мавзолея, с четырех сторон окруженный четырьмя куполами поменьше. Стены выложены из мрамора, инкрустированного самоцветами — бирюзой, агатом, малахитом и т. д. Территория вокруг представляет собой роскошный и величественный парк. По бокам мавзолея расположены две идентичные друг другу мечети из красного песчаника. Сегодня комплекс Тадж-Махала ежегодно посещает несколько миллионов туристов, немалую часть которых составляют иностранцы.
Мачу-Пикчу
Один из самых легендарных городов, Мачу-Пикчу представляет собой руины резиденции императора инков Пачакутека, которая была построена им примерно в 1440 год, то есть за век до прихода конкистадоров. Город находится на высоте 2450 метров над уровнем моря, возвышаясь над долиной реки Урубамбы. Из-за больших высот город часто окружен облаками, что создает совершенно потрясающую картину.
Считается, что город был императорской резиденцией, поэтому не может похвастаться крупными размерами. По оценкам историков, в Мачу-Пикчу проживало немногим более 1000 человек, а когда начинались дожди-то всего пара сотен. При этом в городе было много зданий общественного значения, а его террасы использовались для сельского хозяйства. Четко структурированный город имел свой дворец, храмы, жилые кварталы и другие постройки, однако так и непонятно, зачем конкретно он был построен. Скорее всего, в религиозных целях. Самое любопытное, что испанцы до Мачу-Пикчу так и не добрались, но население города исчезло в 1532 году по неизвестным причинам, возможно, из-за какой-либо эпидемии.
Город был открыт чуть больше века назад — в 1911 году его обнаружил профессор Йельского университета Хайрем Бингем, выпустивший впоследствии ряд книг, посвященных затерянному городу инков. Мачу-Пикчу был и является из-за своего расположения весьма труднодоступным городом, что намекает на стремление инков его всячески обезопасить. Особый интерес здесь вызывают остатки храмов, в первую очередь, храма Солнца, прекрасно подходящего для астрономических наблюдений, которые играли особую роль в инкской культуре. Центром города можно назвать Священную площадь, в восточной части которой расположен Храм трех окон, назначение которого до сих пор остается загадкой. От площади через террасы проходит дорога ведущая к святилищу инков Интиуатану, посреди которого расположен ритуальный камень, выполнявший функцию солнечных часов. Мачу-Пикчу хорошо сохранился, что еще раз говорит о мастерстве инкских строителей. Кроме того, до наших дней дошла и тропа инков, ведущая в город вдоль реки Урубамба. Сегодня город является одним из самых популярных туристических направлений в Перу — сюда каждый день прибывают порядка 2 тысяч человек.
Чичен-Ица
Одно из новых чудес света расположено на севере полуострова Юкатан, и речь идет, естественно, о знаменитом комплексе пирамид майя Чичен-Ица, включающим в себя несколько потрясающих по красоте храмов. Чичен-Ица расположена в 120 километрах восточнее столицы полуострова города Мерида, неподалеку от шоссе, соединяющего этот город и Канкун. Как считают историки, Чичен-Ица, что в переводе означает «Устье колодца племени Ица», была основана племенем майя во второй половине первого тысячелетия, примерно в VI–VII веках н. э. и являлась религиозным и политическим центром жизни племени майя.
Однако уже в X веке эти места были захвачены тольтеками и стали частью их государства. На рубеже XII–XIII веков город был захвачен войсками города Майпаяна под предводительством Хунака Кееля, однако по некоторым сведениям Чичен-Ица еще до усиления Майпаяны заметно ослабла. А ко времени испанского пришествия город уже был необитаем. Однако популярность этого места возросла в XIX веке после выхода нескольких книг о Юкатане, так что впоследствии культура майя стала предметом активных исследований ученых. Среди самых знаменитых построек Чичен-Ицы — храм Кукулькана, храм Воинов, обсерватория Караколь и стадион для майянской игры в мяч.
Храм Кукулькана представляет собой 9-ярусный храм высотой 30 метров с четырьмя сторонами, на каждой из которых имеется своя лестница с 91 ступенькой. Эта цифра неспроста — если сложить все ступени храма и добавить к ней главную платформу храма, то получится цифра 365.
Храм воинов в Чичен-Ице — это 4-ступенчатая пирамида, с передней части и с боков окруженная рядами 3-метровых колонн, которые изображают воинов-тольтеков. На вершине лестницы находится прекрасная статуя Чак Моола, которая была найдена внутри храма.
Обсерватория Караколь — это круглое здание на квадратном каменном основании, хотя круглые постройки у майя являются редкостью. Так как в жизни майя астрономические наблюдения играли важную роль, то и обсерватория была в Чичен-Ице просто необходима. Что же касается так называемого стадиона, то он представляет собой игровое поле длиной 150 метров и шириной около сорока, окруженное 8-метровыми стенами. В стенах имеются каменные кольца, куда надо было попасть 2-килограмовым каучуковым мячом, используя локти, колени или бедра. Судьба проигравших была незавидна — они становились ритуальными жертвами и обезглавливались. Так что стимул победить в этой игре был неплохой.
Сегодня в Чичен-Ице никто в такие вещи не играет, зато сюда каждый год стекается порядка 2 миллионов туристов, жаждущих посмотреть на шедевры, оставшиеся от загадочной и канувшей в лету цивилизации майя.