С появлением малыша в семье жизнь всех домочадцев меняется кардинальным образом. Родители пребывают в волнительном ожидании момента, когда их малютка скажет свое первое слово. По мере взросления ребенка волнение родителей усиливается, а если он так и не произнес ничего до года, то взрослые начинают терзать себя вопросами: «Может что-то не так? А если это не нормально?». Переживаний добавляют рассказы знакомых о том, что их ребенок уже говорил то-то и то-то в таком-то возрасте. Как результат несчастные родители начинают таскать малыша по больницам, обращаясь к логопедам и невропатологам.
Особенности развития речи
Не стоит паниковать, для начала нужно навести справки о том, когда ребенок начинает говорить, а также определить факторы, способствующие развитию речи.
Обратите внимание! Единых сроков появления активной речи у детей не существует. Все зависит от самого чада и его окружения.
Как известно, дети начинают говорить, находясь в языковой среде, поэтому для скорейшего овладения искусством вербального общения нужно постоянно заниматься с малышом, мотивируя его произносить слова простейшим методом – повторением.
Если годовалый малыш научился произносить несколько слов – все в порядке. Бывает так, что до двух лет дети малоразговорчивы. Не стоит принимать это близко к сердцу. Речь ребенка формируется активно (говорение) и пассивно (слушание и понимание). Во втором случае развитие проходит быстрее. Если малыш внимательно прислушивается к разговору взрослых и понимает сказанное ему – развитие речевого аппарата идет нормально.
Некоторые родители сами способствуют тому, что появление активной речи у ребенка затягивается. Причем они даже не подозревают об этом!
Обратите внимание! Пытаясь понять с полуслова или жеста желания своего крохи, взрослые тем самым не дают стимула ему самому напрягаться и просить о том, что ему нужно.
Получается, его пассивный словарный запас расширяется, в то время как активный не используется.
Встречаются «молчуны», которые упорно отказываются говорить до 2-х лет. Однако не факт, что в дальнейшем у ребенка будут проблемы с речью. Зачастую такие детки начинают говорить спонтанно, причем сразу сложными, длинными предложениями, не коверкая слова и существенно опережая развитием своих сверстников, начавших говорить на первом году жизни.
Задержка речевого развития
Вместе с тем речь ребенка формируется в тесной взаимосвязи с мыслительными и психическими процессами. Если у малыша отмечается существенная задержка речевого развития, то это сигнализирует о том, что есть пороки.
Обратите внимание! Родителям важно знать, что именно и когда ребенок начинает говорить, а главное знать о возможных отклонениях на каждом конкретном этапе формирования речевого аппарата.
• На первых месяцах жизни малютка пытается издавать звуки, лепетать. Если этого не происходит, то нужно насторожиться.
• В 8-9 месяцев малыш активно повторяет слоги, причем делает это четко и громко с ярко-выраженной интонацией. Отклонение – малая активность и отсутствие эмоциональной окраски.
• Через два месяца ребенок подражает взрослым, усваивает и активно повторяет новые звуковые сочетания, слоги. Считается отклонением, если этого не происходит.
• К концу первого года жизни малыш способен говорить простые слова. К этому времени он должен уметь говорить «мама», «папа», «дай» и еще несколько лепетных слов наподобие «ня-ня-ня». Он уже может выражать интонацией просьбу, требование, жалобу. Устанавливается связь между словами и предметами, малыш угадывает лица и действия. Если ребенок не соотносит название объекта с самим объектом или же он знает всего два лепетных слова, то это повод понаблюдать за крохой более пристально.
• В течение второго года после рождения ребенок может разговаривать отдельными словами, соединять их в сочетании. В этом возрасте малыш начинает активно познавать окружающий мир, играть, а в процессе обогащать свой словарный запас.
• К трем годам многие дети уже разговаривают предложениями, используя местоимения и эпитеты, начинают задавать вопросы «что?», «где?», «почему?».
Помогаем ребенку
Стоит отметить, что каждый малыш – индивидуальность. Если вы обнаружили, что ваш ребенок не торопится начинать говорить, то помочь ему это сделать в ваших силах. Для этого, как уже отмечалось выше, нужно побуждать его повторять слова за взрослыми. Неплохо обращать внимание крохи на окружающие предметы, называя и характеризуя их простыми словами. Важно своей интонацией дать понять малышу, как вы выражаете радость, недовольство, просьбу, любопытство и другие чувства.
Обратите внимание! Хорошо работает метод комментирования своих действий словами, просьба принести предмет или помочь что-то сделать.
Также можно рассматривать картинки и попросить ребенка рассказать, что на них нарисовано. А можно просто читать ему веселые сказки с последующим пересказом.
Вообще, способов развить речевой аппарат существует немало, главное одно – уделять внимание своему малышу, заниматься с ним, тогда счастливый момент вашего полноценного общения не заставит себя долго ждать.