Shinkansen
Под названием «Синкансэн» в Японии существуют и сеть высокоскоростных железных дорог, и, собственно, сами поезда. Причем первые такие составы появились в Японии еще перед Олимпиадой 1964 года. Расстояние в 550 км между Осакой и Токио они преодолевали за 2,5 часа — невиданное дело по тем временам.
«Синкансэн» — поезд‑рекордсмен. Его рельсовая разновидность может развить скорость 443 км в час, и это абсолютный рекорд. Абсолютный рекорд модели на магнитной подушке — еще более впечатляющий — 581 км в час. За такую скорость «Синкансэн» в народе называют пулей.
Кстати, эти поезда еще и самые безопасные в мире — ни одной серьезной аварии за 50 лет.
TGV POS
Этот поезд курсирует между Францией и Германией, а также — между Францией и Швейцарией. Он движется в среднем со скоростью 320 км в час, однако и у него есть свой рекорд — 574 км в час. Это его максимальный результат. Ну и, подобно японскому собрату, TGV считается одним из самых безопасных в мире.
С 1981 года, когда во Франции появились высокоскоростные магистрали, не было зафиксировано ни одного случая гибели людей при эксплуатации поездов. Исключение было лишь одно, когда на пути внезапно выехал грузовик.
Shanghai Maglev Train
Поезд на магнитной подушке эксплуатируется в Шанхае с 2004 года. 30 км, а именно столько составляет расстояние от аэропорта до центра города, состав преодолевает всего за 7—8 минут. А его рабочая скорость составляет 431 км в час. А абсолютный скоростной рекорд превышает 500 км в час. Кстати, разработали этот скоростной поезд не в Китае, а в Германии.
CRH380A
Максимальная рабочая скорость этого китайского поезда, как можно понять из названия, — 380 км в час, а абсолютный рекорд для CRH380A — 486 км в час. Его запустили в 2010 году по маршруту Шанхай — Нанкин. Позже он начал совершать ежедневные рейсы на линиях Ухань — Гуанчжоу и Шанхай — Ханчжоу.
Siemens Velaro
В Германии эти поезда известны под именем Intercity‑Express, а в России — под названием «Сапсан». Их максимальная скорость составляет 320 км в час. В Германии поезда этого типа используются на всех дальнемагистральных маршрутах.
В Россию «Сапсан» пришел громко: сразу после подрыва «Невского экспресса» и на волне протеста против массовой отмены электричек, которая была связана с запуском высокоскоростного поезда. Однако «Сапсаны» быстро стали популярны, ведь теперь дорога из Москвы в Санкт‑Петербург стала занимать чуть больше трех с половиной часов. Хотя и «Невский экспресс» мог не хуже.
Talgo
Talgo 250 — не самый скоростной поезд испанского производителя Talgо. Однако и его можно увидеть на российских железных дорогах под названием «Стриж». Его рабочая скорость составляет 250 км в час, но разгоняться он может и до 270. По России он следует из Москвы в Нижний Новгород, останавливаясь во Владимире, Коврове и Дзержинске. А в декабре 2016 года «Стрижи» полетели еще и в Берлин, заезжая в Смоленск, Минск, Брест и Варшаву.
Самый же быстрый представитель этого испанского семейства — поезд AVE Talgo-350, который курсирует у себя на родине и развивает скорость до 365 км в час.
Eurostar
Знаменитый поезд, соединивший Лондон и Париж через тоннель под Ла‑Маншем, и прочно вошедший в массовую культуру. А позднее он стал также ходить в Брюссель и Амстердам. Конструктивно Eurostar — это удлиненная разновидность французского поезда TGV. Из Лондона в Париж он доезжает за 2 часа 16 минут, а его максимальная скорость составляет 335 км в час. Правда, и билеты на поезд — не дешевые.
ETR-500
Скоростной итальянский поезд впервые был запущен в 1993 году. Он развивал скорость 300 км в час, и расстояние от Милана до Болоньи преодолевал за 56 минут. А абсолютный рекорд его скорости составил 362 км в час. Рекорд был установлен на маршруте Болонья‑Флоренция в 2009 году.
KTX Sancheon
Южнокорейский поезд курсирует по маршрутам Йонсан‑Кванчжу‑Мокпхо и Сеул‑Пусан. Его спроектировали в компании Hyundai Rotem на основе уже известной нам французской технологии поездов TGV.
Ради безопасности пассажиров поезду установили скоростное ограничение в 305 км в час, однако он может разгоняться и до 352.
THSR 700T
Этот поезд можно встретить на Тайване. И был он разработан на основе знаменитой японской «пули» — «Синкансэна». По скорости он уступает своему «родственнику», в среднем он разгоняется до 300 км в час. А его рекорд — всего 315 км в час. Поезд соединяет Тайбэй и Гаосюн, расстояние между которыми — чуть больше 330 км. Его состав пролетает за полтора часа.