Эйфелева башня — история создания и факты

Эйфелева башня — история создания и факты

Знаменитый символ Парижа, придающий городу знакомый всему миру вид, располагается на Марсовом поле, бывшем военном плацу, который превращен в красивый парк. Он разделен на аллеи, украшенные небольшими водоемами и цветочными клумбами. Напротив башни находится Йенский мост. Изящная ажурная конструкция видна со многих точек в Париже, хотя Эйфель изначально этого не планировал.

Но кто мог подумать 120 лет назад, что это жуткое сооружение, против которого подписывали петиции весьма уважаемые персоналии Парижа, станет полновластным символом французской столицы?

Башни, между прочим, вообще могло бы и не быть. Но тут готовилась всемирная выставка, приуроченная к годовщине Великой Французской революции. В числе предложений была идея соорудить гигантскую гильотину. Мрачновато, правда? — хотя по существу вполне соответствовало духу чествуемого события. Но тут инженер Гюстав Эйфель случайно, но вовремя порылся в своих эскизах. «300-метровую железную башню», как он сам назвал свое будущее детище, он явно не считал шедевром, о чем и не преминул заметить, однако, в качестве варианта, предложил.

Когда башня была только в планах, почти все не верили, что она вообще сможет устоять. Еще бы: таких высоких зданий в Париже и в помине не было! Но тут взыграла профессиональная гордость архитектора: Эйфель поручился личным состоянием за надежность его детища и, более того, приобрел страховку на тот случай, если строение рухнет.

Конечно, первоначальный эскиз прилично отредактировали, попытавшись максимально адаптировать железного монстра к изысканной архитектуре Парижа. Рассчитывали строить башню долго — 20 лет. Но мсье Эйфель вошел в раж — и башню подняли в рекордно быстрые сроки, то есть, в два года. По тем временам это была невиданная скорость. Объяснялось все высочайшей точностью чертежей, в которых был скрупулезно точно указан размер более 18 тысяч деталей конструкции. И что удивительно — обошлось без жертв. Хотя в позапрошлом веке с техникой безопасности были серьезные проблемы, и любая стройка убивала хоть пару-тройку рабочих.

Ее собирали легко, в основном по частям. Балки первого яруса воздвигали с помощью обычных подъемных кранов, — до тех пор, пока однажды высота постройки не «переросла» краны. И тогда мобильные подъемные конструкции пришлось устанавливать на самом сооружении. Для скрепления отдельно заготовленных элементов рабочие использовали 2,5 миллиона заклепок. В подготовленных заранее частях отверстия для заклепок уже были высверлены, а большая часть из них была установлена, что значительно ускоряло сборку.

Впервые полгода после открытия на чудо-башню пришли посмотреть 2 миллиона туристов. Фантастическая цифра по тем временам!

А тем временем бедолагу Эйфеля «клевали» за чудовищный и бесполезный проект. Дюма-сын кричал, что башня возмутительна свой нелепостью, Поль Верлен, по слухам ездил особыми маршрутами — чтобы в поле видимости ему не попадалась великанша. А Ги де Мопассан намеренно обедал в знаменитом ресторане «Жюль Верн»: «Это единственное в Париже место, откуда башню не видно».

Интересная подробность: весь ресторан пришлось поднимать на лифте и собрать конструкцию уже наверху, что и было благополучно сделано, несмотря на технические заминки и проблемы. Для того, чтобы поесть здесь и посидеть в уютной обстановке, нужно бронировать столик за несколько недель.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Путешествия по России | Travel in Russia