Как присваивают категорию
Классификацию проводят специальные аккредитованные организации, которые по баллам оценивают услуги в отеле. Такой организацией может быть, скажем, туристско‑информационный центр региона или центр сертификации и качества.
По результатам они выдают объекту размещения свидетельство о присвоении категории. Эксперты оценивают общественные зоны отелей, номера, работу персонала. По каждому пункту существует целый список параметров. Например, номер «люкс» — это «номер площадью не менее 35 кв. метров, состоящий из двух жилых комнат (гостиной и спальни), рассчитанный на проживание одного/двух человек».
Затем аккредитованные организации периодически будут проверять соответствие отеля заявленной категории. Если обнаружится несоответствие, категорию могут изменить.
Всего в России существует шесть категорий объектов размещения: «без звезд», «одна звезда», «две звезды», «три звезды», «четыре звезды» и высшая – «пять звезд».
Необязательная классификация
В России классификация отелей — пока что дело добровольное. Хотя есть несколько городов, где «звезды» гостиницам присваиваются в обязательном порядке и соответствуют международным стандартам. Там вы можете быть уверены (ну или почти уверены), что «пять звезд» — это именно «пять звезд», а вывеска на фасаде и цена соответствуют качеству услуг.
Речь идет о городах, которые принимают матчи чемпионата мира по футболу-2018 и Кубка конфередаций-2017: Москве, Санкт‑Петербурге, Сочи, Калининграде, Екатеринбурге, Самаре, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде, Саранске, Ростове‑на‑Дону. Причем в этих городах отели, которые не прошли сертификацию, должны будут закрыться. В Москве, к слову, десятки средств размещения уже объявлены вне закона за то, что не получили категорию. В Казани уже отчитались, что классификацию прошли 88 % всех гостиниц и хостелов. Те, кто не успел, не сможет принимать гостей во время чемпионата мира и Кубка конфедераций.
Обязательная классификация отелей по всей России, как ожидается, начнется только в следующем году. Но, например, в Крыму решили не ждать так долго, и объявили свою собственную, региональную сертификацию. «Звезды» к концу прошлого года в республике получили 60 гостиниц.
Если вы находитесь в любом другом регионе России, помните, что звезды могут означать все, что угодно.
Каким «звездам» можно верить
Эксперты туристического бизнеса советуют обращать внимание на то, входит ли отель в крупную международную гостиничную сеть. Если входит, то с большой долей вероятности «звезды» будут соответствовать реальности.
Крупные отельные цепочки предъявляют универсальные требования к своим объектам, независимо от страны и региона.
«Сегодня на российском рынке присутствует большинство крупнейших международных гостиничных операторов, однако их абсолютное число в общей массе гостиничного фонда еще очень мало. Долгое время львиная доля гостиничного рынка России была представлена только двумя городами – Москвой и Санкт-Петербургом. Они до сих пор и являются лидерами в России по объему номерного фонда и количеству гостиничных объектов. Поэтому наибольшая концентрация международных гостиничных сетей представлена в этих городах. А в масштабе страны значительная часть того предложения, что присутствует на российском рынке гостиничных услуг, не соответствует международным стандартам качества», – отмечает руководитель отдела внутреннего туризма туроператора BSI group Екатерина Медовикова.
Так появляются многочисленные отзывы на популярных туристических ресурсах, где путешественники жалуются на испорченный отдых.
- «Отель на заявленные пять звёзд не тянет… Сервис ужасен. Еда невкусная. В номерах не убираются. Очень интересный санузел с прозрачными стенками и дверьми без замков. Не работает кондиционер. Зато цена как в настоящей пятерке», – написал турист из Иркутска об отдыхе в новом пятизвездочном курортном комплексе в Крыму.
- «Почему отель имеет 5 звёзд, я не пойму никогда! В первое же утро проснулись в 9:20 от звуков дрели и грохота. Оказалось, СПА-центр ремонтируют, но нас никто не предупредил, никто не извинился. Это повторялось каждый день, но мы старались убегать пораньше, чтобы не слышать этого кошмара. Шампунь и гель для душа нам добавили только на 4ый день, и только после того как я позвонила дважды и попросила сделать это. Персонал – просто жуть. Рекомендую только моим врагам», – написала о другом известном отеле Ялты категории «пять звезд» туристка из Самары.
Как выбирать отель
В России на «звезды» внимания обращать не стоит, уверены эксперты. Во всяком случае, пока. Гораздо красноречивее о качестве услуг расскажет «сарафанное радио» или рейтинг на сайте бронирования или поиска отелей.
«Доверять отельным звездам в 2017 году как минимум странно. Для своего рейтинга Hotellook собирает информацию из огромного количества баз данных. Это и TrustYou, и Foursquare, и другие системы позволяющие понять, каким на самом деле был отдых постояльцев, а не абстрактных экспертов. Тысячи путешественников уже ответили на вопрос, стоит ли доверять отелю и в данном случае коллективный разум работает точно лучше», – рассказал PR-директор онлайн-поисковика отелей Hotellook Янис Дзенис.
Еще один вариант — спросить мнение туроператора или турагента. Только выберите того, кому точно доверяете.
«При выборе отеля все же стоит немного абстрагироваться от звездности. Не будет лишним самому почитать отзывы, ознакомиться с информацией об объекте размещения и его услугах. Но все же, если есть сомнения, лучше довериться экспертам, работающим на направлении не первый год – специалистам крупных туроператоров или турагентств, которые хорошо знакомы с отельным фондом региона и смогут подобрать для вас вариант, максимально подходящий вашим требованиям и ожиданиям», – советует Екатерина Медовикова из BSI group.
Наконец, всегда хочется лучше рассмотреть номер на фотографиях. Рассмотреть можно, но доверять картинкам все же не стоит — программы редактирования изображений все освоили достаточно хорошо.
«Фото могут ввести вас в заблуждение, так как для людей, которые рекламируют и сдают недвижимость в аренду, очень важно публиковать как можно более привлекательные фотографии. Когда речь идет о бронировании жилья, очень полезно также прочитать комментарии, отзывы и просмотреть рейтинги, чтобы понять, что именно вас ожидает после заселения», – советуют в пресс-службе сервиса trivago.ru.