Осторожно, РЖД Тур! Как не испортить отдых, покупая «круиз» на поезд

В последнее время в РЖД все активнее развивают железнодорожный туризм. Однако, к сожалению, у этого направления есть множество «подводных камней», а качество работы партнеров «РЖД Тура» часто оставляет желать лучшего.
Осторожно, РЖД Тур! Как не испортить отдых, покупая «круиз» на поезд

Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, группа в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где есть и новости, и новые тексты, и много всего другого.

Какие туристические маршруты есть у РЖД

Начиная с прошлого года, в России появляется все больше туристических поездов. Это новое направление для отдыха, которое пользуется большим спросом у туристов. Вот самые заметные маршруты:

1) Круглогодично действует маршрут ретро-поезда «Рускеальский экспресс», который ежедневно ходит под паровозной тягой из Сортавалы в горный парк Рускеала. Кроме того, из Москвы в Рускеалу запущены беспересадочные вагоны, которые проходят часть пути под паровозом.

2) С мая 2021 года возвращается на маршрут поезд Туапсе – Гагра, который соединяет Россию и Абхазию. Поезд ходит 5 раз в неделю.

3) На майские праздники из Москвы будет запущен туристический поезд Москва – горный парк Рускеала – Выборг – Москва. В качестве подвижного состава заявлены поезда испанского производства Talgo 250, известные в России как «Стрижи».

4) В феврале – апреле из Москвы ходил поезд Москва – Великий Устюг – Кострома – Москва. По слухам он будет возобновлен в ближайшее время, только Кострому заменят на Вологду.

5) В марте – апреле ходил поезд Москва – Великий Новгород – Углич – Москва.
Как избежать навязанных услуг

Поездку на всех или почти всех подобных поездах можно организовать тремя способами.

Во-первых, можно просто купить «голый» билет на сайте РЖД. Как правило, такие билеты стоят недорого: пассажир оплачивает только тариф без всевозможных наценок. Например, купейный билет на поезд Москва – Великий Устюг – Кострома – Москва стоил около 5000, а плацкарт через Новгород и Углич можно было купить в районе 2500 рублей. В этом случае турист сам думает об организации своего досуга и еды в городах, где останавливается поезд.

Во-вторых, можно купить тот же «голый» билет, но уже в поезде докупать экскурсии, которые организует «РЖД Тур» – главный туристический партнер РЖД и ФПК. Например, в поезде Москва – Великий Устюг – Кострома – Москва экскурсии на полный день (от прибытия поезда до его отправления) стоили около 2000 рублей за каждую.

Наконец, в-третьих, можно купить полный тур на сайте «РЖД Тура». В него будут включены и проезд, и экскурсии, и питание. Но билет будет стоить раза в четыре, а то и в пять, дороже, чем если вы купите его самостоятельно. Например, уже упомянутый тур Москва – Великий Устюг – Кострома – Москва при покупке «под ключ» стоил около 25 тысяч рублей. При этом в эту сумму не входило трехразовое питание (кормили только один раз в день). К тому же при заказе тура оператор не дает возможность выбирать места. То есть вы не можете заказать, к примеру, две нижних полки. Вам обязательно дадут верх и низ, как в советской кассе. И неважно, что низ дороже.

Интересно, что экскурсии, которые пассажир покупает в поезде, и экскурсии, которые продают заранее в пакетном туре – одни и те же. Так за что же тогда берут такую переплату? Как за что? Надо же «РЖД Туру» заработать!

Почему «РЖД Тур» – это плохо

Очевидно, что РЖД отдает своей туристической «дочке» самые «вкусные» места. Например, 22 апреля из Москвы пойдет еще один туристический поезд в Ростов-на-Дону и Элисту. О нем в РЖД выпустили красивый пресс-релиз, рассказали в многочисленных СМИ, включая телевидение. Но когда открылась продажа билетов, было доступно всего 20 мест – 18 боковых плацкартных и еще два – в последнем отсеке у туалета. Очевидно, что РЖД выгоднее продавать такие билеты с бешеной наценкой через партнера, чем напрямую.

И в этом, к сожалению, главное опасение за будущее туристических поездов. Если перевозчик не умерит свою жадность, то может оказаться так, что спрос на подобные туры сильно упадет.

Что-то подобное, кстати, произошло с крымским перевозчиком «Гранд сервис экспресс». Они тоже начали запускать кольцевые маршруты. Сначала – из Петербурга в Петербург через Новгород и Карелию на новый год. Затем из Москвы в Москву на февральские праздники. Цену с едой и экскурсией ставили негуманную – от 20-25 тысяч за тур.

Первые поездки худо-бедно раскупили и тогда перевозчик перестал особо заморачиваться с программой и расписанием. В апреле он заявил тур Москва – Нижний Новгород – Ярославль – Москва с похожим ценником и неудобным расписанием – слишком ранним прибытием и поздним отправлением из городов. В итоге первый рейс «повез воздух» вместо людей (я смотрел места за пару часов до отправления поезда, там было куплено меньше десятка билетов), а второй и вовсе отменили.

В случае с круизами от РЖД есть и еще одна большая проблема. Она называется «РЖД Тур». Очевидно, стремясь снизить издержки, турфирма выбирает недорогие варианты организации досуга пассажиров. В итоге получается грустно.

Я имел дело с «РЖД Туром» дважды в этом году. Первый раз поехал с их партнером «Ту Байкал» в поездку по Кругобайкальской железной дороге. Поездка была организована отвратительно: турфирма по своему усмотрению отменила добрую половину пунктов программы, а вместо паровозной тяги организовала тепловозную. Деньги возвращать тоже не стали.

Во второй раз купил экскурсию по Великому Устюгу в уже упомянутом туристическом поезде. В компании, видимо, сочли, что любой местный житель по умолчанию может быть экскурсоводом и придумать качественную программу. Но это не так. Было скучно и по факту оказалось, что сами мы могли увидеть больше.

Планируя железнодорожный тур, оптимальнее стремиться к самостоятельной покупке билетов через официальный сайт РЖД без навязанных услуг. Организовать досуг в городах назначения лучше также самостоятельно, благо, что все необходимое для этого есть. В Сети можно заранее выбрать места для завтраков, обедов, ужинов, ориентируясь на отзывы других пользователей. Спланировать маршрут и при необходимости договориться с гидом тоже можно заранее.
Осторожно, РЖД Тур! Как не испортить отдых, покупая «круиз» на поезд

Покупать ли завтраки и ужины в вагонах-ресторанах – вопрос тоже спорный, но я не стал бы. Хотя тут на вкус и цвет…

В общем, если РЖД все сделают правильно, железнодорожный туризм может стать российской фишкой, хорошей статьей доходов для перевозчика и приятным времяпрепровождением для россиян. Но уже сейчас есть опасения, что «что-то пойдет не так».

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Путешествия по России | Travel in Russia