10 неизвестных фактов о московском метро

10 неизвестных фактов о московском метро

Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года и насчитывал целых 13 станций, среди которых были «Сокольники», «Охотный ряд», «Парк культуры» и др. В этом году, 15 мая 2020 года, метрополитену в Москве исполнилось 85 лет.

1. Станции-клоны
Наверняка, многие задавались вопросом, почему в московском метро есть две станции «Арбатская» и две станции «Смоленская». Такой курьез обязан случаю, произошедшему в годы Великой Отечественной войны. В первые месяцы войны, когда враг семимильными шагами приближался к Москве, а сам город подвергался массированным авианалётам, одна из бомб попала в перегон между станциями мелкого заложения «Арбатская» и «Смоленская». «Дублёр» было решено сделать глубже прежних станций (потому что метро стало рассматриваться как и бомбоубежище на случай ядерной войны) и перегона между ними, он строился втайне и стал большим сюрпризом для москвичей, открывшись в 1953 году. Старые станции «Арбатская» и «Смоленская» позже были отремонтированы и стали частью Филевской линии.
10 неизвестных фактов о московском метро
2. Рай для палеонтологов
Чтобы увидеть воочию окаменелые останки древних животных, населявших нашу планету миллионы и миллиарды лет назад, необязательно идти в музей. Для этого достаточно спуститься в столичную подземку. Дело в том, что для облицовки некоторых станций используется мраморизованный известняк. А, как известно, известняк — это порода органического происхождения, то есть, проще говоря, состоит из раковин морских животных и их обломков. На данный момент московский метрополитен насчитывает 50 станций, на которых можно увидеть застывших в мраморе свидетелей далеко прошлого, обитавших в глубинах океана. Среди этих станций «Парк Победы», «Библиотека им. Ленина», «Бульвар Дмитрия Донского» и др.
10 неизвестных фактов о московском метро

3. Жертвы ради прогресса
Станцию «Арбатская» Филевской линии можно назвать поистине святой. Дело в том, что ради постройки станции была разрушена церковь святителя Тихона Амафунтского, возведенная в 1756 году на Арбатской площади. Она была разобрана, раздроблена и пущена на изготовление бетона для постройки станции.
10 неизвестных фактов о московском метро

4. Блокадная мозаика
Увы, в наш век цифровых технологий люди в метро не замечают окружающую их красоту. А зря. Ведь красота эта иной раз имеет и очень трагичную историю. К примеру, мозаика на «Новокузнецкой». Мало кто знает, что эта мозаика создавалась в 1941-42 гг мозаичистом Владимиром Александровичем Фроловым в блокадном Ленинграде. Работать приходилось в ужасных условиях: голод, постоянные бомбежки, стекла в окнах мастерской были выбиты и заколочены фанерой. Эта работа стала финальной для Владимира Александровича: вскоре после отправки мозаики на Большую Землю он умер.
10 неизвестных фактов о московском метро

5. Удивительная находка
При прокладке станции «Боровицкая» в 1985 году был обнаружен целый… дом! Да, самый настоящий дом из красного кирпича постройки середины XVI века был обнаружен на глубине 6 метров под землей. Этот невероятный случай геологи объясняют тем, что под Москвой существует большое количество пустот природного происхождения, и вследствие обвала земли в одну из таких пустот дом из далекого XVI века оказался законсервирован практически на 5 веков. Однако ряд специалистов сомневается в этой истории, т.к. не осталось ни одного воспоминания метростроевцев об этом случае, а сам дом мы не видим в экспозиции ни одного из столичных музеев. Что ж, если это и миф, то очень даже красивый.
10 неизвестных фактов о московском метро
6. 73 метра под землей
Самой глубокой станцией московского метро является станция «Парк Победы», она залегает на глубине 73 метров, что сравнимо с высотой 24-этажного дома! Вдумайтесь только в это число! Станция начала свою работу 6 мая 2003 года, став 165 по счету станцией столичной подземки.
10 неизвестных фактов о московском метро
7. Мужчина или женщина?
Не знаю, как вы, но я никогда раньше не обращал внимание на то, что в каких-то поездах названия станция объявляются женским голосом, а в каких-то — мужским. Оказывается всё просто, мужским голосом станции объявляются, если поезд движется в сторону центра, соответственно женским — если из центра. На кольцевой ветке аналогичная схема: мужской голос объявляет станции в поездах, движущихся по часовой стрелке, а женский голос — при движении против часовой.
10 неизвестных фактов о московском метро

8. Посторонним вход воспрещен
Как таковых заброшенных станций в московском метрополитене нет, однако есть станции, закрытые для пассажиров. К таким станциям, к примеру, относится старая станция «Первомайская». Старая «Первомайская» была открыта 24 сентября 1954 года. Просуществовав всего 7 лет, 21 октября 1961 года она была закрыта. Была конечной на Арбатско-Покровской линии. Ныне станция используется как цех подъемочного ремонта, а бывший вестибюль стал актовым залом.

10 неизвестных фактов о московском метро

9. Имперский метрополитен
Мало кто знает, но первые проекты постройки метрополитена в златоглавой относятся еще к концу позапрошлого столетия. В 1875 году инженер Василий Титов выдвинул инициативу проложить подземную железную дорогу, которая будет соединять Курский вокзал, Лубянскую и Трубную площадь, а также Марьину рощу. Однако против этого выступила Русская православная церковь. Тогда от этой идеи отказались якобы в связи с экономической нецелесообразностью. Новый план постройки подземки в Москве появился в 1897 году. Рабочий проект появился в 1902 году. Но Первая Мировая война, а затем последующие две революции и Гражданская война внесли свои коррективы.

10 неизвестных фактов о московском метро

10. Ликвидация
В первые месяцы войны, а именно в октябре 1941 года, когда Москва находилась в опасном положении, по приказу правительства был разработан план полной ликвидации метро. Его собирались затопить. Однако мощный контрудар Красной Армии под Москвой спас столицу и в том числе не дал воплотить этот план в жизнь.

10 неизвестных фактов о московском метро

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Путешествия по России | Travel in Russia