«Грубая» посадка — почему это — хорошо?

Не секрет, что большинство пассажиров оценивают мастерство пилотов по мягкости посадки. Да и сами пилоты, чего уж там, поступают так же. Вот мы еще летим, вот зашуршали колеса по бетону, и вот мы катимся — красота? Вспомним еще Василия Васильевича Ершова — «Колеса многотонной машины коснулись полосы так, как касаются друг друга губы влюбленных!» Вот это — да, вот это мастерство! Однако, не все так радужно в реальной жизни… и иногда посадки получаются довольно чуствительными для пассажиров. Кстати, занудные поборники традиций любят говорить, что «в авиации нет термина жесткая посадка, есть термин грубая посадка». Так вот нам на это плевать — как хотим так и называем — смысл от этого не меняется. Однако, почему вообще так бывает? Пассажиры обычно говорят так: «Точно молодой второй сажал — вона как об полосу шмякнул!» Иногда они даже правы — возможно и такое.

Но не всегда. Очень часто вот такие жесткие посадки выполняются вполне сознательно. На это есть несколько причин:

1. Версия запущенная в народ небезызвестным Летчиком Лехой — Алексеем Кочемасовым: нужно пробить слой осадков на полосе. Ну что ж — логично. Все знают, что такое аквапланирование и все знают, чем это грозит. Если же колеса сразу пробьют слой воды или слякоти и коснутся покрытия ВПП — то этой проблемы можно избежать. Казалось бы — но ведь потом самолет все равно может всплыть? Скорее всего нет, и поможет в этом:

2. Автоматический выпуск спойлеров. Спойлеры при выпуске делают несколько полезных дел сразу — они уменьшают подъемную силу крыла и создают очень большое сопротивление, помогая самолету остановиться. Но дело в том, что автоматический выпуск спойлеров происходит по сигналу обжатия стоек шасси. Понятно, что чем раньше они выйдут, тем лучше, а для ускорения этого процесса нужно поскорее обжать шасси. Как? Посадив самолет достаточно жестко.

3. Реверс тяги двигателей, на современных самолетах, включается также по обжатию стоек. Согласен — где-то это не совсем так, но в целом — на большинстве типов именно так. Так что… хотим эффективное торможение — не притираем самолет к полосе.

4. Автоматическое торможение. Оно тоже начинается по сигналам от датчиков обжатия стоек шасси. Почему автоматическое? Так безопаснее — дело в том, что тормозами мы управляем при помощи педалей, причем левая отвечает за тормоза колес левой стойки, а правая — правой. При неравномерном нажатии (или разном покрытии под левыми и правыми колесами) возможен разворот. Автоторможение от этих проблем избавляет.

5. Ну и о вреде мягкой посадки. Дело в том, что глиссада оканчивается всегда в районе посадочных знаков-это минимум 200-300 от торца. А сам торец полосы проходится на высоте 50 футов — 15 метров. То есть целиться точно в торец полосы не получится, это неправильно. А как добиться мягкой посадки? Нужно максимально уменьшить вертикальную скорость — выравнивание, потом выдерживание… И для супермягкой посадки выдерживание-то как раз будет достаточно длинным. А вот горизонтальная скорость при этом никуда не исчезает, то есть самолет несется к дальнему концу полосы на высоте нескольких сантиметров от земли, при этом не тормозя. Так ведь можно и доиграться, особенно на короткой полосе. Половину полосы просвистели, а остатка… не хватит для торможения. В результате — хотели сесть помягче, но никак не сели вообще — пришлось уйти на второй круг…

Но на самом деле не все так мрачно, большинство посадок совершается с перегрузкой от 1,1 до 1,3, то есть достаточно мягко. В то же время, этого вполне достаточно для обжатия стоек и уверенного начала вышеописанных процессов. Для сравнения, при «идеально мягкой посадке» перегрузка будет чуть больше 1, а для того чтобы пассажиры возмутились, нужно хотя бы 1,5. Так что — летайте с удовольствием!

Источник

(Visited 616 times, 1 visits today)