Каждый третий путешественник из России хотя бы раз переплачивал за багаж. Хотя билеты с одной ручной кладью стали делом привычным, далеко не все перед полетом читают правила авиакомпаний. Мы собрали истории пассажиров, которые чуть не попались на перевесе багажа, и подготовили универсальную инструкцию.
Правила перевозчиков
«К этому Новому году мы решили удивить друзей с Пхукета еловыми ветками и взяли с собой целый чемодан. Взяли бы и елку, но вовремя остановились. Даже ветки было тяжело нести, что уж говорить о целом дереве! Увы, на регистрации выяснилось, что мы купили билет без багажа и нам нужно платить за 20 килограммов веток. Было очень обидно перекладывать ель в ручную кладь — на дополнительные траты мы не рассчитывали. Зато повеселили сотрудников на регистрации. Ну и кое-что все-таки долетело до Таиланда», – пишет Екатерина М.
Тут туристы стали жертвами собственной невнимательности. И такой ситуации можно было бы избежать, если заранее прочитать правила перевозки багажа для выбранного тарифа.
«Воздушный кодекс требует от авиакомпаний провоза как минимум 10 килограммов багажа. Все, что сверху, — добрая воля перевозчика. Поэтому очень важно изучить правила тарифа. Например, поисковик Aviasales еще при подборе билетов подсказывает, включен ли багаж и помогает отфильтровать бесчемонданные тарифы», — считает PR‑директор Aviasales Янис Дзенис.
Цена ошибки
Билеты на самолеты европейских лоукостеров подчас могут стоить 2 евро. Но такая дешевизна с лихвой компенсируется, например, доплатой за багаж, который никогда не включается в стоимость билета.
«Летела Ryanair из Италии и не оплатила багаж, думала, что обойдусь ручной кладью, но в последний момент купила огромную и невероятно тяжелую салатницу. Сдавать ее в багаж не имело смысла, стоимость доплаты в аэропорту в три раза превышала цену миски. Пришлось делать вид, что это самая легкая салатница на свете и идти мимо проверяющих с улыбкой. Уже в самолете выяснилось, что ручки сумки врезались в пальцы до крови — так было тяжело», – делится опытом туристка Ольга В.
«Мы с мужем часть летаем лоукостерами и очень обидно платить за два места багажа 60 евро при цене билета в 5. Поэтому придумали хитрость — дома мы соединяем обычной пищевой пленкой два рюкзака или две сумки в одно багажное место. Способ опробован на рейсах Ryanair, airBaltic и Air Asia. Только один раз при перелете с Wizzair нас заставили заплатить за два места багажа, но это скорее исключение», – рассказывает Полина Г.
Вообще с европейскими авиакомпаниями шутки плохи. Это касается не только лоукостеров, но и обычных перевозчиков. Например, багаж на сайте British Airways стоит 45 евро, а в аэропорту перед вылетом уже 100. Так что если чемодан вам все же необходим, лучше купить билет, в стоимость которого включен провоз багажа.
«Важно просчитать все расходы, а не только цену билета. Иногда плата за выбор места, багаж и пирожок во время полета обойдутся дороже, чем перелет классической авиакомпанией», — считает Янис Дзенис.
А если вы понимаете, что ваш чемодан точно весит больше положенного, оплатите перевес заранее, не дожидаясь взвешивания в аэропорту. Это позволит избежать многих проблем.
Все тяжелое наденьте на себя
Перед вылетом взвесьте свой багаж самостоятельно на свободных стойках. Если у вас есть небольшой перевес (в пределах 2 кг), на него, скорее всего, не обратят внимания. Но лучше подстраховаться, и часть вещей переложить в ручную кладь, а наиболее массивные предметы гардероба надеть на себя. Иначе можно оказаться в такой ситуации:
«Однажды у меня был небольшой перевес, на который никто не обратил внимания на вылете в Куала Лумпуре, но к которому придрались на пересадке в Ташкенте. Сначала пригрозили тем, что придется заплатить за лишние килограммы. Потом передумали и разрешили пройти без доплаты. Но жадность взяла верх и уже в автобусе от гейта к самолёту выяснилось, что платить все-таки придется, только не в кассу, а лично сотруднице аэропорта. Перевес потянул на 15 долларов», – рассказал Игорь В.
Размер имеет значение
Что касается ручной клади, часто авиакомпании ее не взвешивают. Но довольно трепетно относятся к габаритам сумок, их количеству и типу. Например, «Победа» заставит доплачивать за рюкзак, но пропустит дамскую сумку на одно плечо. Британский лоукостер easyJet никак не регулирует вес, но строго проверяет размер чемоданов.
Ryanair разрешает брать на борт сразу две сумки. airBaltic смотрит сквозь пальцы на вылетающих из России, но на посадке в Риге может придраться к неучтенной ручной клади. А если ваша ручная кладь совсем уж экзотической формы, тут может быть все, что угодно.
«Мы летели из Литвы, а там довольно строго относятся к нормам ручной клади и вообще не шутят. Проблема в том, что по дороге в аэропорт мы купили два огромных шакотиса — это местный десерт, похожий на гнездо гигантской птицы. В сканнер шакотис проходил только лежа и сотрудники досмотра возмутились, мол, что вы там везете такое? Но когда выяснилось, что везем шакотис, чтобы поделиться с коллегами такой необычной штукой, сердца литовцев растаяли: «О-о-о-о-о, шакотис? Шакотис, конечно, можно!» – делится воспоминаниями Сергей М.
Сравнивайте цены и условия
Как уже говорилось, зачастую расходы на провоз багажа и ручной клади, потенциальный перевес, питание и выбор места на борту могут свести на нет выгоду от полета лоукостером. Так что перед выбором билета нужно тщательно сравнить все имеющиеся варианты, удобнее всего это сделать на специализированных поисковиках. Нужно обратить внимание на нормы провоза багажа и ручной клади, а также на особые условия тарифа.
«Кстати, среди великого многообразия багажных правил (каждый перевозчик устанавливает свои законы), встречаются и вовсе аттракционы невиданной щедрости. Например, Qatar Airways на рейсах в Бразилию разрешает брать с собой два чемодана по 32 килограмма! Так что непременно загляните в детали бронирования перед полетом», — советует Янис Дзенис.