История карнавала
Венецианский карнавал — праздник с почти тысячелетней историей. Он пережил свой расцвет, упадок, гибель и возрождение. Во времена подъема Венецианской республики, которая просуществовала более тысячи лет, с конца VII века до конца XVIII, костюмированные празднества продолжались шесть недель в году. А в конце существования республики маски носили с 5 октября до 16 декабря и с 26 декабря до Масленицы (то есть в холодное время года маскарад прерывался только на время рождественского поста). После того, как в 1797 году город без сопротивления сдался армии Наполеона, карнавал был отменен указом императора Бонапарта. Не по нраву пришлась идея маскарада и диктатору Бенито Муссолини — в 1930-х годах был издан особый документ, запрещающий карнавальные маски и наряды.
У простонародья в период карнавала были свои развлечения, разительно отличавшиеся от увеселений знати. На венецианских площадях взбирались по намазанным салом шестам, ловили угрей в кадушках зубами, смотрели на цепных медведей и дрессированных сурков, бросались яйцами и предавались другим забавам. А еще катались на коньках и санках — зимы в XV‑XVIII веках в Европе были довольно холодными.
Возродили венецианскую традицию только в 1980 году. Это удалось сделать благодаря усилиям местных энтузиастов. Вскоре стало ясно, что карнавал привлекает огромное количество туристов из разных стран мира, а значит, идет на пользу экономике города. Карнавал проходит на протяжении десяти дней перед Великим постом, но дух праздника присутствует в Венеции круглый год. Недаром главным сувениром из этого города стала карнавальная маска.
По официальным данным, на карнавал ежегодно приезжает полмиллиона человек. Конечно, это не значит, что город наводняют 500 тысяч масок. Многие прибывают в Венецию только для того, чтобы посмотреть на праздник со стороны и пощелкать фотоаппаратами. Полноценное участие в веселье по карману не каждому: маскарадные костюмы для сильных мира сего шьют известные кутюрье, и костюмы с париками и масками ручной работы обходятся богачам в десятки тысяч долларов.
Можно, конечно, обойтись пластиковой маской и псевдобархатной накидкой из сувенирного магазина, но кому же хочется выглядеть хуже окружающих? Некоторые выходят из положения при помощи собственной фантазии и умелых рук — месяцами готовятся к карнавалу, самостоятельно пришивая бусины к корсажам и расписывая веера. Результаты порой способны поразить воображение.
Венецианские карнавальные маски
Моретта (от итальянского la moretta или servetta muta — черная овальная маска из бархата, скрывающая лицо женщины. Старинная моретта крепилась при помощи маленького штырька, который женщина зажимала в зубах — молчаливость только добавляла красоткам загадочности.
Баута (от итальянского bautta — пугало) — мужская маска из белого атласа с черным шелком, дополненная черной накидкой и черной шляпой.
Маска кота — кошек, согласно старой легенде, в Венецию завезли китайские торговцы, которые спасли тем самым итальянский город от засилия мышей.
Вольто — нейтральная маска, закрывающая все лицо. Крепится к лицу при помощи лент или придерживается рукой за изящную ручку.
Доктор Чума — пугающая маска с длинным клювом. Хотя сейчас она является частью карнавального костюма, когда‑то эта маска была отличительной чертой докторов во время эпидемий чумы. Остальные горожане во время эпидемий носили маски, чтобы обмануть «бродящую» по Венеции смерть.
Карнавал XVIII века, воссоздать атмосферу которого так стремятся современные венецианцы, — это флирт и любовные интриги, деловые аферы и азартные игры, супружеские измены и похождения высшей знати инкогнито. По сей день распространены маски персонажей популярной тогда комедии дель арте: костюм лукавой Коломбины, не знающего меры ни в чем Арлекина.
Да и балахон печального Пьеро, в который когда‑то облачался для своих похождений венецианец Джакомо Казанова, и теперь можно увидеть на улицах Венеции в дни карнавала. Мелькающие здесь и там красочные костюмы преображают и без того необыкновенный город, который писатель Томас Манн назвал «самым диковинным из всех городов».
Как проходит карнавал
Официальный старт карнавала — воскресная церемония на площади Сан‑Марко, когда по канату пролетает набитая конфетти голубка — «Коломбина» этого вечера. Участие в представлении живых акробатов, практиковавшееся ранее, теперь считают слишком опасным. Неотъемлемая составляющие первого дня венецианского карнавала — регата, во время которой группы костюмированных персонажей проплывают на гондолах по Гранд Каналу. Завершает день шествие — пары и семьи в костюмах разных эпох демонстрируют наряды толпе зрителей.
Все следующие дня на улицах города выступают танцоры, музыканты, жонглеры, фокусники. А в венецианских особняках проходят ужины и балы, пропуском на которые служат билет и маскарадный костюм. Балы дают представители аристократических венецианских семей, но карнавал — особое время, в эти дни происхождение не играет роли, и станцевать вальс с отпрыском княжеского рода может любая участница бала. Маскарады и вечеринки бывают тематическими — «романтическими», «пиратскими» или «театральными», а билеты на подобные мероприятия могут стоить и 100, и 600, и 1500 евро. Заказывать их нужно заранее.
Конкурс масок
Одно из центральных событий карнавала — конкурс масок. В работе международного жюри, оценивающего костюмы по всем параметрам — от оригинальности до цветовой гаммы, принимают участие знаменитые дизайнеры и художники. Помимо приза за лучшую маску (или группу масок) карнавала, вручаются награды в различных номинациях. Этот конкурс — лучшая возможность полюбоваться на самые эффектные костюмы в одном месте.
Чем еще заняться
Другие карнавальные развлечения — концерты классической музыки, театрализованные представления (еще в XVIII веке самый длинный из театральных сезонов города выпадал на карнавал) и тематические экскурсии по Венеции, посвященные самым интересным страницам истории города и знаменитым венецианцам (лидирует, конечно, Казанова — по местам его молодости вас проведут всего за 30 евро).
Можно посетить танцевальный мастер‑класс, но не рассчитывайте, что вам покажут модные движения — скорее, шаг за шагом обучат основам котильона (обойдется участие в таком действе в 100 евро с человека). И, естественно, любые мероприятия — от экскурсии на гондолах до завтраков с горячим шоколадом — требуют соблюдения дресс‑кода: являться на них надо в карнавальных костюмах.
Порой венецианцы жалуются журналистам, что современный карнавал утратил аутентичность и превратился в насквозь коммерческое развлечение, рассчитанное только на туристов и не имеющее ничего общего с культурой и историей города.
Забавно, но почти то же самое писали жители города в середине XVIII века — мол, нет в нынешних карнавалах былого остроумия, изящества и единения всех сословий, сплошная разнузданность и разврат. Так что, возможно, дело просто в избалованности жителей Венеции увлекательными зрелищами.